.
Если желаемое выдавать за действительное.

Если желаемое выдавать за действительное.

mlp / 01.05.2012

В апреле глава облгосадминистрации Н. Круглов, выступая на местном телеканале, заявил, что «по предварительным договоренностям, до 20 апреля должны состояться торги» по реализации арестованного имущества ГП «Судостроительный завод им. 61 Коммунара».

Тысяче работников завода задолжали более 29 млн гривен. Есть также долги перед пенсионным фондом, кредиторами и даже перед городской общиной в виде неуплаченных налогов на землю.
Согласно государственному акту, для обслуживания имущественного комплекса заводу передали в постоянное пользование более 144 гектаров. В 2007 году депутаты горсовета собирались его отменить, поскольку долг предприятия перед городским бюджетом составлял почти 3 млн гривен. С годами он лишь увеличивался.
Поэтому проблема погашения долгов старейшего судостроительного предприятия остается актуальной.

Во-первых, это требование правительства. Во-вторых, долги по зарплате снижают рейтинг и инвестиционную привлекательность Николаевской области. С учетом этого губернатор Н. Круглов уже не первый месяц работает над решением данной задачи.

Надо отметить, что дату проведения торгов губернатор называл не первый раз за последние полгода. С января 2012 года ежемесячно публиковали сообщения о проведении публичных торгов, но они не проходили.
13 марта Н. Круглов заявил, что каких-либо проблем с продажей арестованного имущества завода им. 61 Коммунара не существует. «Самая главная проблема в покупателе», - сказал он.

На сессии Николаевского облсовета 23 марта Н. Круглов назвал покупателя. «Мы буквально вчера провели последнее совещание. Я могу сегодня озвучить, потому что у меня был уже окончательный разговор с одним из инвесторов, которого вы хорошо знаете, Вадатурским. Мы договорились, что продаем всю эту территорию», - заявил глава области. Назвав первоначальную цену в 38 млн грн., он также сообщил, что «под обязательства Вадатурского, под 100 млн долларов инвестиций, он собирается там возобновить новое судостроительное производство на самом современном уровне».

Очередные торги были объявлены на 26 марта, но они, как и предыдущие, не состоялись. 4 апреля на сайте Минюста появилась информация о дате очередных торгов - 20 апреля.

Следует отметить, что за прошедшие месяцы изменилось число лотов, которые выставляли на торги: их сократили с 27 до 3. Как заявил губернатор, это сделано, чтобы выкупили не только интересные объекты, а все. Значит, вплоть до ветхих заборов 1949 года постройки.

Что же происходит на самом деле с продажей арестованного имущества завода?

Отвечая на этот вопрос на местном телевидении, Н. Круглов сказал: «Вопрос довольно интересный, объемный, емкий».

Руководство СП «Нибулон» не называло себя покупателем, но и не отрицало возможности рассмотреть покупку территории с недостроенными объектами на территории завода им. 61 Коммунара. Ведь не было опровержений.
Но перед руководителем сельхозпредприятия, как и перед любым иным покупателем, стал вопрос: что покупать?
Представители «Нибулона» не могли не поинтересоваться у руководства завода, есть ли официальное согласие на продажу арестованного имущества завода со стороны руководства ГК «Укроборонпром», в состав которого входит завод.
Заводчане этого не смогли.

Выступая на местном телеканале, губернатор рассказал, что в начале апреля он встречался с представителями министерств и ведомств в Киеве и «мы практически договорились обо всем». Но здесь же добавил, что 6 апреля в Николаев приехал заместитель министра, с которым провели совещание. 9 апреля он должен был посетить завод, чтобы рассмотреть вариант продажи. Тогда же губернатор сказал: «Если у нас решается вопрос о продаже имущества, то на 100 процентов погашаем задолженность по заработной плате».

Руководство «Нибулона» для принятия решения о покупке имущества завода хотело бы увидеть документы на эти объекты.
Но в необходимом объеме их также не оказалось. И это подтвердил Н. Круглов 6 апреля, заявив: «Мы должны обеспечить стопроцентную чистоту сделки… Господин Вадатурский поставил одно условие - дайте мне стопроцентную чистую сделку».
Таким образом, нужно было подготовить полный пакет документов, т.е. от ФГИ Украины, министерств, ведомств, правоохранительных органов.

Странно, что об этом губернатор узнавал после очередных несостоявшихся торгов. Кто-то же готовит ему информацию по этим вопросам.
Хотя, с другой стороны, это нормальное явление при существующей чехарде в государственной исполнительной службе, которая должна заниматься подготовкой документов на продажу арестованного имущества.

Николай Петрович рассказал, что он вынужден заниматься этими вопросами, и в марте несколько недель работал с представителями государственных структур.
В итоге Николаевский горисполком принял решение присвоить продаваемой части завода отдельный адрес - проспект Героев Сталинграда, 1-Н/1.

В ходе подготовки документов всплыли другие проблемы. Ряд документов на имущество утеряны, не были полностью оформлены. Разрешение на строительство в Министерстве судостроения СССР вообще не оформляли. Ведь в советские времена на территории завода строили то, что считали необходимым, без каких-либо разрешений на строительство.
Но менялись времена, а вместе с ними - и нормативная база. Сегодня отсутствие документов может послужить поводом для расторжения договора купли-продажи, как это имело место у ООО «Виндзор», с земельным участком и цехом №32 на территории завода.
Поэтому Н. Круглов и сказал: «Задача не простая».

Следует отметить, что в отношении недостроенных объектов предстоит решать вопросы с инспекцией ГАСК в Николаевской области. Браться за оформление этих документов представителями «Нибулона» нет резона, поскольку это лишние финансовые расходы и хлопоты.

Губернатор заявил, что уверен в «Нибулоне» как покупателе, поскольку он платежеспособный и имеет серьезную кредитную историю. Николай Петрович также отметил: «Он (руководитель «Нибулона» - ред.) официально письменно заявил о том, что на правой территории вместо незавершенного строительства, которое с 1985 года не использовалось, он собирается развернуть строительство нового судостроительного комплекса».
По мнению губернатора, интерес «господина Вадатурского» здесь в том, что у него есть программа восстановления судоходства по Днепру и Южному Бугу. Поэтому он строит баржи и буксиры. Восстановление грузового судоходства потянет за собой и восстановление пассажирского судоходства, а поэтому Вадатурскому, как непосредственному автору этой идеи и исполнителю, нужен свой флот.

«Его не интересует прибыль этого завода в большей степени. Его интересует реализация своих заказов», - сказал Н. Круглов.
Это несколько необычное заявление. Вряд ли с такой трактовкой А. Вадатурский достиг бы нынешних результатов.
Алексей Афанасьевич никогда не разбрасывался деньгами. Кто с ним знаком лично, тот знает, как он принимает объекты, в которые вложил средства. Такого человека не может не интересовать прибыль. Но это уже другой вопрос.

В очередном интервью губернатор несколько увеличил инвестиции, со ста до ста двадцати млн долл.

Можно ли рассчитывать, что «Нибулон» создаст свое предприятие по строительству судов?
Да, с учетом того, что стоимость перевозок морским и речным транспортом самая низкая.
Да, если учесть, что компания поставила перед собой задачу создать собственную логистику. Автотранспорт уже есть. Теперь можно расширять и флот.
И для этого есть потенциал. «Это самая дорогая агрокомпания на Украине. Ее капитализация составляет более 3 млрд долл., она имеет самые низкие транспортные расходы при доставке продукции речным путем и собственным флотом. Кроме того, лично господин Вадатурский пользуется авторитетом и поддержкой таких институтов, как ЕБРР, МВФ, FAO, ООН», - говорят эксперты.
Программа ООО «Нибулон» по строительству собственного флота в составе барж и буксиров подходит к завершению. Построены все заявленные 24 несамоходные баржи NBL и 7 буксиров. Осталось построить еще два.

В марте пресс-служба компании, информируя о строительстве буксира NIBULON-4, сообщила, что темпы работ крайне медленные, на заказе работают только контрагенты «Нибулона», новым менеджментом завода сорваны графики выполнения работ, и сделала вывод: «К сожалению, пути выхода из данной ситуации, конструктивный подход к решению проблемы со стороны руководства завода отсутствуют». Значит, оставшиеся по программе два буксира не будут достраивать на «Океане». Возможно, их достроят в Болгарии или Румынии. Возможно, на еще действующих небольших николаевских верфях, например «Лимане»…

На встрече с Д. Фирташем А. Вадатурский это подтвердил сказав: «Мы строим суда на украинских верфях. И к сожалению, все хуже и тяжелее строить. Мы сегодня серьезно задумываемся и серьезно решаем строить суда за границей. Мы к сожалению, в Николаеве не можем строить суда, не можем добиться выполнения контрактных обязательств. Поэтому действительно приходится регистрироваться за границей, и работать за границей с тем, чтобы были определенные гарантии».

Не многие верили в заявления губернатора о покупке «Нибулоном» арестованного имущества судостроительного завода. К тому же 5 апреля пресс-служба заявила, что СП «Нибулон» приступил к строительству в пгт Казацком Херсонской области современной базы для размещения своего флота на Днепре. Там же команды судов будут отдыхать в комфортабельной гостинице европейского типа, закупать воду, продукты питания, нефтепродукты.

Возникает вопрос: а почему не в Николаевской области?
При закладке терминала А. Вадатурский сказал, что «здесь глубины и территория позволяет построить базу для нашего флота, и она здесь будет. Суда не будут заходить в Николаев. Суда будут парковаться здесь, и здесь же будут формироваться судоходные партии зерна. Также здесь будет работать мощный кран, который сможет перегружать с судов на элеватор и с элеватора грузить зерно на более мощные суда. Мы будем формировать здесь партии, чтобы догружать суда в море».
Это официальное заявление генерального директора «Нибулона».

А. Вадатурский на закладке терминалов отмечал большое значение глав Киевской и Херсонской облгосадминистраций и их команд в создании благоприятных условий для работы «Нибулона».

Так будет ли судостроительное предприятие у А. Вадатурского?

Ответ прозвучал в канун Пасхи, когда «Нибулон» начал строительство речного терминала-элеватора в селе Чирском Киевской области. А. Вадатурский заявил: «Думаю, что Украина скоро узнает, что мы будем самостоятельно серьезно заниматься судостроением. Мы будем строить судостроительное предприятие для николаевцев и будем сами строить суда, в том числе и пассажирские, то есть мы это берем на себя. Николаевцы понимают, что такое город судостроителей, а сегодня город прекращает заниматься судостроением. Я сделаю то, что по Днепру будут ходить уже позабытые многими ракеты, здесь будет возобновлено пассажирское движение. От верховья реки и до ее низовьев. Это будет удобный и дешевый способ передвижения из Киева в города вниз по реке, до самого Николаева».

Об одном не сказал руководитель СП «Нибулон» - месте, где будут строить новые суда.

19 апреля на сессии городского совета, которая прошла накануне объявленных публичных торгов, депутат-коммунист В. Николашин сообщил, что власти забыли о том, что присвоение адреса части территории государственного предприятия, не подлежащего приватизации, с целью продажи недвижимости противоречит закону «Об управлении объектами государственной собственности».
«Таким образом, образовалась преступная цепочка овладения имуществом. Адрес присвоен незаконно, поэтому последует протест прокуратуры», - заявил он.
Действительно, эти изменения вступили в силу в апреле текущего года.

Городской голова В. Чайка ответил, что в соответствии с законом «О местном самоуправлении» органы местного самоуправления могут присваивать адрес. «Мы присвоили адрес только тем объектам, на которые получили письмо от Укроборонпрома. Мы ничего не нарушили. А что дальше будет, это не наша функция», - сказал мэр.

Заявление коммунистов в определенной степени дает ответ, почему компания «Нибулон» так и не подала заявку на участие публичных торгах.
Не исключено, что компании «Нибулон» небезразлично, куда пойдет разница между 38 млн гривен, уплаченными на торгах, и 29 млн гривен на погашение зарплаты.

От своего намерения создать судостроительный завод А. Вадатурский не отказался. А где он будет, покажет ближайшее время.

В завершение следует отметить, что подготовка документов на торги проходила в постоянной спешке. Даже публикации в газете об их проведении делали позже, чем указывался срок на подачу заявки на участие в торгах. Руководству СП «Нибулон» спешить было некуда, и юристы постоянно отслеживают изменения в законодательстве.

Ю. Щетинин

| | | | - | | | | | |