Садоводам о документах на землю и плате за землю.
mlp / 16.03.2012
Проблемы бюджета породили активность налоговых органов, зачастую выходящую за рамки законов и разумного. Под очередную «раздачу» не соответствующих законодательству требований и угроз применения санкций со стороны налоговых органов попали садовые товарищества.
Ну очень хочется отличиться взиманием налога на землю с садовых товариществ по ст. 277 Налогового Кодекса со всей территории садовых товариществ, а не только с той части земельного участка товарищества, которая отнесена к несельскохозяйственным угодьям: землям общего пользования товариществ - проездам, под строениями и сооружениями, землям под садовыми домами и хозпостройками садоводов. Проблеме платы за землю садовыми товариществами и садоводами уделили внимание участники конференции садоводов области 4 февраля т.г. От участия во встрече с активом садоводов области налоговая Жовтневого района отказалась по причине неполучения и ожидания разъяснений от органа земельных ресурсов по данному вопросу. Но, по мнению специалистов, вопрос более простой, чем сложный. История вопроса: в Украине движению коллективных садоводов более 50 лет, сменялись эпохи, конституции и законодательства, многие товарищества сохранили Государственные акты «на право бессрочного бесплатного пользования», выданные предприятиям, а не самим товариществам. За время проведения в Украине земельной реформы некоторые садовые товарищества в соответствии с Земельными Кодексами 1991 г. и 2001г. оформили свои права на землю, получили ее в собственность и получили Государственные Акты на право собственности на землю. Отдельные садоводы оформили документы на право собственности на землю на свои земельные участки и получили Государственные акты за собственные средства, а кто и бесплатно по Декрету Кабинета Министров (КМ) 1992г. и по Постановлению КМ о бесплатной приватизации. Основная же масса садоводов этого не сделала. Сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: 1. Существуют СТ и СВТ с оформленными правами собственности на земли общего пользования согласно технической документации и имеющие Госакты. 2. Существуют СТ и СВТ с неоформленными правами на земли общего пользования и не имеющими технической документации на них, но имеющие примерный план предоставленных предприятиям земель. 3. .В составах СТ И СВТ садоводством занимаются члены товариществ, приватизировавшие земельные участки и имеющие Госакты. В кадастровых планах отдельных садоводов показаны застроенные части участков (под домами, строениями и дорожками) и участки разделены на застроенные и сельхозугодья – под многолетними насаждениями. У основной массы осчастливленной собственностью на землю садоводов такого разделения нет. 4. В составах СТ И СВТ садоводством занимаются члены товариществ, не приватизировавшие земельные участки и не имеющие Госактов. Границы таких участков показаны на первоначальных планах и по размерам и площади, как правило, земельные участки не соответствуют первоначальным планам. Описанная сложившаяся ситуация земельных отношений между Государством, СТ (СВТ) и садоводами однозначно и четко накладывается на Налоговый Кодекс Украины и не требует каких либо разъяснений. Плательщиками налога в соответствии с ст. 269 являются собственники земельных участков и пользователи. В нашем случае к собственникам относятся: 1. СТ и СВТ с оформленными правами собственности на земли общего пользования согласно технической документации и имеющие Госакты. 2. Садоводы - члены товариществ, приватизировавшие земельные участки и имеющие Госакты. По этим собственникам, как правило, имеются данные Государственного земельного кадастра и в соответствии со ст. 286 имеются основания для начисления земельного налога. Управления и отделы земельных ресурсов Госземагентства по запросу соответствующему органу Государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка подают информацию, необходимую для расчета и взимания платы за землю. Если нормативная оценка земельного участка СТ (СВТ), расположенного в границах населенного пункта, произведена, то в соответствии со ст. 274 и ст. 276 (п..276.1) налог взимается в размере 3% от 1% нормативной денежной оценки земельного участка. Если нормативная оценка земельного участка не произведена, то в границах используется значение налога табл. 275.1, а за границами по ст. 277 п.277.2. Если нормативная оценка земельного участка СТ (СВТ), расположенного вне границ населенного пункта, произведена, то в соответствии с ст. 274. Примеры: 1. Участок 5000 кв. м в границах населенного пункта, оцененный. Сн ст гнп = 0,47 грн./кв. м х 33х 1.1х1.2.х1.3х1.4х5000 кв. м = 169 350 грн. Н ст гнп = 169 350грн. х0,01х0,03= 50,81 грн. (0,01 грн/кв.м) 2. Участок 5000 кв. м вне границ населенного пункта, неоцененный Н ст за межами = 17 588 грн. х 0,5 0,05 = 439,5 грн. 3. Участок 5000 кв. м в границах населенного пункта, неоцененный Н ст гнп = 4,18 грн. х 5000 кв.м х 0,01 х0,03= 6,27 грн. (3,84х1,089= 4,18) 4. Участок 5000 кв. м вне границ населенного пункта оцененный Сн ст гнп = 0,47 грн./кв. м х 33х 1.1х1.2.х1.3х1.4х5000 кв. м = 169 350 грн. Н ст гнп = 169 350грн. х0,01= 1694 грн. Садоводы, имеющие земельные участки в собственности, платят земельный налог в соответствии с полученными до 1 июля текущего года от органов государственной налоговой службы уведомление – решение о внесении налога. У каждого садовода, имеющего в собственности земельный участок и являющегося членом СВ или СВТ по налогу на землю, личные обязательства перед государством, а у государства в лице налогового органа обязанность по п. 286.5 ст.286 НКУ выдать садоводу уведомление – решение о внесении налога на землю. К этим отношениям правление СТ (СВТ) не имеет ни какого отношения, т.к. не является «сборщиком» налога на землю от садоводов. Можно предположить, что подготовка таких уведомлений – решений для налоговых органов дело не простое. Приватизация земельных участков садов осуществлялась на протяжении почти 20 лет в условиях меняющегося законодательства, а структуры государственного земельного кадастра существовали не на всем протяжении этих 20 лет. Совершенствовались нормы и правила разработки документов на землю, повышались требования к документации. Далеко не все земельные участки садов выполнены с разделением участка на сад – часть земельного участка сельскохозяйственных угодий – многолетних насаждений, и на застроенную часть участка – несельскохозяйственные угодья. Это должно быть показано в технической документации. Кроме того, в составе технической документации на участок должна быть нормативная оценка земельного участка с конкретными значениями оценки. Часть сельхозугодий – многолетних насаждений, должна быть оценена в соответствии с нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначений, а часть – несельскохозяйственных угодий участка, занятых строениями и замощениями, должна быть оценена в соответствии с Порядком нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в межах населенных пунктов). Точности и справедливости ради, следует отметить, что не все землеустроительные организации умеют правильно считать нормативную оценку садовых участков с выделенными частями застроенных земель и частей земельных участков общего пользования СТ (СВТ), расположенных в границах населенных пунктов. Типовая ошибка, приводящая к значительному завышению платы за землю, это использование материалов нормативной денежной оценки земель населенного пункта с его средними затратами на обустройство, Км2 и локальными коэффициентами, а не расчет нормативной денежной оценки в соответствии с ч.2 п.1.5 «Порядка нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов», который отправляет нас к «Порядку нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов)». Садоводы, которые не оформили свои земельные участки под садом в собственность не получат от налоговых органов уведомление – решение о внесении налога и очевидно платить не будут до тех пор, пока не приватизируют используемый ими земельный участок. Сколько же должен платить садовод? Приватизированный земельный участок не может быть нормативно неоцененным, и если он разделен на угодья и застроенные земли, оценен правильно и его площадь составляет 1000 кв. м, в т.ч. 950 кв. м – многолетние насаждения и 50 кв. м застроенных земель, то плата составит: 50 кв. м х 0,01 грн. /кв.м. = 0,50 грн. – за застроенные земли; 950 кв. м х 50 000 грн./га/ 10000 га/кв.м х 0,01 х0,03 = 1,43 грн. – за сад, что в сумме составит 1,93 грн. в год. Если участок не разделен, то плата составит: 1000 кв. м х 50 000 грн./га/ 10000га/кв. м х 0,01 х0,03 = 1,50грн. Ознакомившись с изложенным и найдя в приведенных специалистом примерах свои участки и свои СВ (СВТ), садоводы и члены правлений с председателями во главе очевидно успокоятся. Хотелось бы, чтобы успокоились и «ретивые» налоговики, которым необходимо признать ситуацию неопределенной и требующей реформирования, но не за счет простых граждан, для которых каждая из ранее объявленных реформ выливалась в новые расходы средств, времени и самого дорогого, что у них может еще есть, здоровья. Последний пример ярко демонстрирует экономическую нецелесообразность уточнения земельного налога разделением участка на угодья и застроенные земли: новая документация с разделением земель одного участка – 1-2 тыс. грн., а увеличения поступления в бюджет – 43 коп. с участка в 1000 кв.м. Если налоговые органы будут на таком уточнении платы за землю настаивать, то это будет еще один повод вспомнить о еще одном назначении одного из основных садовых инструментов - вил.
286.5. Нарахування фізичним особам сум податку проводиться органами державної податкової служби, які видають платникові до 1 липня поточного року податкове повідомлення-рішення про внесення податку за формою, встановленою у порядку визначеному статтею 58 цього Кодексу.
Председатель областной организации Всеукраинской общественной организации «Союз оценщиков земли» Абрамов О.Н.
По материалам MK.MK.UA
|
|