.
Нет и да не говорить.

Нет и да не говорить.

mlp / 03.03.2012

В феврале состоялся круглый стол, на котором обсудили предложения экспертно-аналитической группы, созданной по инициативе главы Николаевской областной ассоциации специалистов по недвижимости (НОАСН) Петра Мойсола. Речь шла об эффективном использовании экономических ресурсов городской общины.

В заседании круглого стола принял участие городской голова В. Чайка, его заместители, члены исполкома, депутаты горсовета, предприниматели и руководители общественных организаций.

Поскольку в прошлом году часто звучали заявления руководства города о проблемах с наполнением бюджета, о недостаточном финансировании социальных программ, инициативная группа в составе риелторов, ученых-экономистов, юристов и журналистов попыталась ответить на вопрос: а есть ли резервы для наполнения бюджета?
По результатам аналитической работы были подготовлены предложения для рассмотрения городским головой. Ознакомившись с ними, В. Чайка поддержал инициативу и решил вынести их на круглый стол. Мэр был приятно удивлен большим количеством людей, которые проявили интерес к этой теме.

Открывая заседание, Владимир Дмитриевич сказал, что появляется возможность найти пути дальнейшего развития города. Также напомнил инициативы прошлых лет, которые позволили оставшимся без работы судостроителям найти свое место в обществе. Если первоначально малый бизнес наполнял городской бюджет на 6%, то сегодня вместе со средним бизнесом - на 30-32%. Инициативы по развитию малого бизнеса сегодня воплощены в нормативных документах.
В. Чайка предложил в течение часа рассмотреть видение дальнейшего развития города. Активность участников была высокой, в регламент не уложились, и обсуждение затянулось почти на два часа.

Первому дали слово П. Мойсолу. Он отметил, что сегодня город использует лишь около 50% своего экономического потенциала. Городская власть занимается в основном решением текущих вопросов, а стратегия развития города как таковая отсутствует. Нет и ответственности работников исполкома за наполнение городского бюджета. Городской бюджет увеличивается из года в год, но этого не хватает для решения существующих проблем. В перспективе они могут больно ударить по городскому хозяйству. Выходить из ситуации необходимо оперативно. Петр Леонидович считает, что помочь могут предложения, которые предоставила экспертно-аналитическая группа НОАСН.
Прежде всего необходима реорганизация структуры горисполкома, в результате которой должен быть сформирован департамент (управление) анализа и развития промышленно-экономического комплекса Николаева. Под его руководством на протяжении трех месяцев провести в городе инвентаризацию промышленно-экономического комплекса и его потенциала. Затем осуществить разработку решений, направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса и активизацию деловой активности горожан. Если эти предложения будут оперативно реализованы, то бюджет города к концу года сможет получить дополнительные десятки миллионов гривен.
Все докладчики признали инициативу необходимой, но разделились на два лагеря по темпам ее реализации. Одни считали, что это нужно делать оперативно. Другие - делать не спеша, примерно пять лет.

В. Ветров (в перспективе будет представлять в нашем регионе Госслужбу по регуляторной политике и развитию предпринимательства) отметил, что для города важно, когда предпринимательская общественность выходит с инициативами, «думает не только о том, как идет бизнес, но и о городе». При этом он заявил, что инициатива не нова, поскольку об этом речь шла еще 10 лет назад. Эта работа в 2002 году подняла Николаев на второе место в украинском рейтинге инвестиционной привлекательности Украины (сегодня город занимает восьмое место).
В. Ветров, в целом поддержав предложения П. Мойсола, отметил, что их реализация будет зависеть от сплоченной работы депутатского корпуса, исполнительной власти и горожан.
Докладчик сказал: «Первой должна быть, безусловно, инвентаризация всего, своеобразный диагноз того, что происходит в городе. Должна быть создана рабочая группа из горожан, предпринимателей. Должны быть подготовлены соответствующие документы, можно распоряжения…Это нормальная инициатива, и сегодня все в наших руках».

Член исполкома А. Ващиленко отметил, что «за внешнее присутствие» Николаев конкурирует не только с городами-соседями, но и с городами Болгарии, Румынии, Турции. Преимущества нашего города очень ограниченны. Привлекательным Николаев может сделать современная система управления, с помощью чего можно бороться за внешние инвестиции, которые если и приходят, то в крупный бизнес.
Но сегодня наиболее быстро и эффективно можно работать с малым бизнесом. Это внутренний ресурс, который здесь имеется. «Нам необходимо будет выработать стратегию здорового протекционизма малому бизнесу и эту концепцию нужно рассматривать как элемент подготовки долгосрочной стратегии на пять лет», - сказал Артем Николаевич. Инициативу НОАСН он назвал примером социальной ответственности малого бизнеса.
А. Ващиленко отметил, что для эффективного управления необходим анализ экономического потенциала города, нужно предложить «управленческий инструмент, возможно, это потребует изменения оргструктуры системы управления».

Депутат В. Карцев напомнил, какую поддержку малый бизнес города имел со стороны властей в 2002-2006 гг. А сегодня продукция николаевских пищевиков практически не представлена в супермаркетах. Почему городские власти не занимаются этой проблемой?

Заместитель городского головы В. Гуллер сказал: «Мне кажется, что основным смыслом этой стратегии должна быть разработка модели экономического развития города». Первую скрипку должна играть николаевская наука. Если модель появится, то будут видны шаги во всех областях. Новая экономическая модель потребует сотни миллионов гривен. «У нас увеличивается бюджет, но каждый год мы видим, что нам не хватает. За последние 18-20 лет не построили ни одного детского сада в Николаеве», - отметил Владимир Ильич. По его мнению, строительному бизнесу «огромное количество но не дают развиваться», бюджета развития города нет, как и стратегического развития города.
При этом он считает, что реструктуризация исполкома вторична, поскольку есть неплохие молодые кадры.

Его поддержал профессор НУК имени адмирала Макарова В. Парсяк, который уверен, что «надо говорить о стратегическом управлении городом». Его выступление больше походило на классическую университетскую лекцию. Но если поменять научную терминологию на обычную речь, то можно понять, что для безопасности, комфортности и привлекательности городу необходимы безотлагательные действия, а власти - учесть свои недостатки, которые выявил социологический опрос. В частности, горожане и предприниматели отстранены от решения существующих проблем, часть руководителей муниципальной власти не в полной мере осознает суть и необходимость инструментов стратегического управления, реформаторским процессам препятствует бюрократизм, коррупция, отсутствие у чиновников мотивации для исполнения своих обязанностей.
По мнению Владимира Никифоровича, стратегическое управление развитием города предполагает решение задач общины в долгосрочной перспективе. При реализации программ необходим постоянный мониторинг их выполнения, отдельные полномочия одних структур могут делегироваться другим. Профессор считает, что оптимизация органов местного самоуправления должна быть взвешенной, с учетом ситуации. У него есть идеи по определению функций вновь создаваемых структур, которыми готов поделиться.

Профессиональный оценщик О. Абрамов начал выступление с обиды из-за развала судостроения в Николаеве. В России он видел, что мировое судостроение бурлит, развивается; предложил создать модель рынка Николаева (речь идет не о торговом рынке, а о том, что можно сделать для перспективного развития города).
Перейдя к малому бизнесу, Олег Николаевич отметил, что все ранее достигнутые им успехи сегодня смазаны. Принятая новая денежная нормативная оценка земли уничтожает предпринимательство. А это, в свою очередь, влияет на приход инвесторов. Кто из них готов покупать землю по цене 1600 грн. за один квадратный метр?

Депутат А. Баев вернулся к предложениям, озвученным П. Мойсолом. «Мы похвалили академическую науку, поговорили о социальной ответственности предпринимателей, хотя я не совсем понимаю, что это такое. Дискуссия ради дискуссии не принесет какого-то результата», - отметил он. Да, Николаев - город корабелов, но это также город швейников, обувщиков, пищевиков и т.д. Что нам мешает провести ревизию потенциала, который создан предпринимателями? Андрей Алексеевич предложил также инвентаризировать и коммунальные предприятия, которых насчитывается примерно 38, причем не все работают эффективно. В структуре горисполкома есть управление экономики, отдел предпринимательства, и, объединив их усилия на реализации представленных предложений, можно будет оценить возможности города по дальнейшему развитию, наметить конкретные шаги.

Начальник управления экономики Т. Шуличенко сообщила присутствующим, что в разработке стратегии города уже сделаны первые шаги. Есть протокол намерений между городами Николаевом, Херсоном и международным агентством. Проведенный опрос предпринимателей и депутатов позволил выявить основные стратегические направления. В рамках стратегии определены задания, которые могли бы способствовать развитию города. Проводится также анализ возможностей коммунальных предприятий. Татьяна Васильевна сказала: «Коммунальным предприятиям предложили дать свои инвестиционные проекты, чтобы мы могли в дальнейшем работать с иностранными инвесторами для развития коммунальных предприятий».

В ответ представители экспертно-аналитической группы напомнили, что их предложения направлены не на привлечение иностранных инвесторов, а на возобновление производственной деятельности местных предпринимателей. Итогом обсуждения должно стать создание рабочей группы по подготовке и проведению инвентаризации промышленно-экономического комплекса города.
Затем П. Мойсол передал мэру проект распоряжения о создании рабочей группы по подготовке к реализации инициатив и предложил его подписать.

Глава профсоюза работников малого и среднего бизнеса Е. Герасимчук поддержала предложения П. Мойсола. Она отметила, что экономический потенциал сосредоточен именно в малом бизнесе, но сегодня он утрачивается. Необходима программа-максимум, т.е. разработка стратегии, моделирование и т.д. Но еще более необходима программа-минимум, т.е. решение существующих проблем предпринимателей. Одна из них - закупка сырья, что не дает возможности производить николаевским предпринимателям конкурентоспособную продукцию. «Теневые закупки ставят бизнес на колени», - сказала Елена Андреевна. Местные производители умышленно не показывают, что продукция сделана в Николаеве, поскольку с местной маркой она не будет покупаться. Не пресекается ввоз дешевых товаров китайского и турецкого производства. Городская власть должна проводить работу с местным рынком сбыта. Ведь в супермаркеты нашу продукцию завезти проблематично, а если и завез, то 2-3 месяца не возвращают деньги за реализованный товар. Таким образом, изымаются оборотные средства. К сожалению, местные власти не решают вопрос с оплатой «Николаевоблэнерго», которое берет наперед за 2 месяца. И вновь речь шла об оборотных средствах. Малому бизнесу необходима также поддержка местных властей в вопросах закупки современного оборудования. Для его установки предпринимателю предстоит преодолеть массу препятствий внутри города. Каждая служба предъявляет завышенные требования. Известны факты, когда по 2-3 года задерживали выдачу разрешительных документов, в том числе и на землю. А сегодня она уже и не нужна, поскольку нет былого экономического роста. По мнению Е. Герасимчук, реализация программы качества продукции прекрасна, но она требует больших затрат от предпринимателей, к тому же контролирующие органы блокируют ее вымоганием денег.
Городская власть должна периодически проводить встречи с руководителями производственных предприятий; их нужно слушать, к ним должно быть особое отношение, а контролирующие органы должны приходить не с требованиями, а с предложением оказать помощь и поддержку.
Елена Андреевна поблагодарила мэра за организацию круглого стола, «если это не останется лишь разговором».

Кандидат экономических наук В. Кудрич предложил мэру сделать первый, но очень важный шаг - на круглом столе подписать распоряжение о создании рабочей группы по подготовке и реализации проекта инвентаризации экономического потенциала города. А состав группы от депутатского корпуса можно будет дополнить.

В завершение В. Чайка поблагодарил всех выступивших и поручил Т. Шуличенко в течение месяца подготовить материалы к заседанию рабочей группы, хотя и не уточнил, какие именно.

Все думали, что мэр подпишет распоряжение. И он уже занес перо над проектом. Но в последнюю минуту решил посоветоваться с В. Ветровым. Тот сказал, что его надо доработать. И ручка мэра легла на стол. А ведь круглый стол мог завершиться конструктивным подписанием распоряжения.

Подводя итоги заседания в горсовете, экспертно-аналитическая группа пришла к выводу, что их предложения актуальны и поддержаны общественностью.
А вот позиция городской власти чем-то напомнила детскую игру «да и нет, не говорить». Она не могла не признать, что экономический потенциал необходимо знать. Значит, «нет» не сказала.
Инвентаризация предприятий может сделать предпринимательскую деятельность более прозрачной. Всем ли это выгодно?
Изменение структуры управления, инвентаризация существующего экономического потенциала - это очень чувствительные темы для чиновников города.

На круглом столе городская власть также не сказала «да» относительно распоряжения мэра. Вместо оперативных и конкретных шагов представители власти говорили о концепциях, моделях. Это не удивительно, если учесть, что с возрастом далеко не все готовы действовать решительно.

Инициаторы проекта услышали, что их инициатива не нова. Очевидно, что тот, кто заявил такое, не вник в суть предложений. Ведь речь шла о том, чтобы городская власть узнала, какие рабочие места создали предприниматели, задействованы они или нет, что мешает, чем может помочь городская власть. А десять лет назад малый бизнес был сосредоточен главным образом на торговле. Тогда еще не могли ставить вопрос об изучении потенциала предпринимателей, поскольку он лишь создавался.
Не стоит путать нынешние предложения НОАСН с инициативой восьмилетней давности, когда намеревались провести инвентаризацию и создать базу данных объектов недвижимости коммунальной собственности. Но тот проект был успешно завален, хотя кто-то получил 30 тыс. грн. на его реализацию. Как сказал В. Ветров, его реализовали лишь на 30%.

После заседания никто толком так и не понял, будут ли готовить распоряжение о рабочей группе, а если да, то кто?
Оказалось, что и сегодня остается актуальным лозунг немецкого социал-демократа Э. Бернштейна: «Движение - все, цель - ничто».

После заседания в общении между собой участники заседания сделали вывод - «Заболтали».

Только 22 февраля В. Чайка подписал документ, которым поручил первому заместителю Ю. Андриенко подготовить проект распоряжения городского головы по утверждению состава рабочей группы. Тот, кто готовил поручение мэра, определил, что это будет «долгосрочный проект «Эффективное использование экономических ресурсов общины». Координатором и исполнителем проекта определили управление экономики и инвестиций Николаевского горсовета.

Термин «долгосрочности» охладил инициативу Николаевской областной ассоциации специалистов по недвижимости.

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |