.
Об упрощенном газовом терминале на Украине.

Об упрощенном газовом терминале на Украине.

mlp / 17.02.2012

Прошлый год николаевским журналистам запомнился в том числе и заявлением губернатора Н. Круглова о возможности реализации в Николаевском регионе проекта строительства терминала сжиженного природного газа (LNG). Для привлечения инвестора он сделал, наверное, все, что от него зависело. Реализовать такой проект в нашей области было бы как минимум равносильно инвестиционной программе А. Вадатурского по возрождению речного флота на Украине.
Порой складывалось впечатление, что еще немножко, еще чуть-чуть - и начнутся работы.
Но в реальности было больше желания правительства Украины иметь такой терминал. Почему?

Это можно понять из информации, полученной журналистами в ходе профессиональной дискуссии «Перспективы диверсификации газообеспечения Украины путем строительства LNG-терминала и добычи нетрадиционного газа», которую организовал Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова.
Возможность разработать ТЭО проекта предоставили испанской компании Socoin. Были заявления, что его должны завершить 31 января 2012 г.
За необходимость реализации данного проекта говорит тот факт, что популярность LNG в международной торговле энергоресурсами продолжит расти. Украина хотела иметь этот проект, чтобы получить альтернативного поставщика природного газа и рынок газа сделать рынком покупателя.
По словам главы координационного совета национального проекта «LNG-терминал» В. Демьянюка, круг рассматриваемых вариантов сузился до двух площадок: в порту Южный и на территории около Очакова.
Преимущества Южного: здесь уже имеется необходимая инфраструктура, и построить терминал для сжиженного газа можно быстрее. Недостаток - расстояние от порта до врезки в газотранспортную систему (ГТС) составляет 90 км.
Преимущество Очакова - расстояние до врезки в ГТС составляет 70 км. Но в Очакове надо не только сооружать LNG-терминал, но и фактически создавать новый порт. Правда, в перспективе это дало бы возможность осуществлять контейнерные перевозки, перевалку различных грузов.
Общей проблемой площадок является необходимость проведения дноуглубительных работ. Требуется значительная сумма денег, инвестор этим заниматься не будет. Значит, государство должно найти средства на дноуглубительные и подготовительные работы для строительства газопроводов. Отсюда вопрос: где их взять?
Пока даже неизвестны суммы. «Сейчас мы проводим последние расчеты, сколько потребуется средств на морские работы и на прокладку газопровода до врезки в ГТС», - заявил В. Демьянюк.

Сколько потребуется времени для строительства LNG-терминала?
Наземный LNG-терминал имеет несколько технологических частей, основная из которых - емкости для хранения газа, так называемые танки (срок строительства - 32-36 мес.). Добавим еще 1,5 года на строительство остальных элементов. Итак, вырисовывается ориентировочный срок строительства терминала.
Инвесторам планировали предложить строительство именно наземного терминала. «Инвестиционные средства планируется вкладывать как раз в строительство самого терминала», - отметил В. Демьянюк.
На период строительства наземного терминала проектом предусматривалась фрахтовка офшорного плавучего терминала. Как подчеркнул В. Демьянюк, «он будет эксплуатироваться, пока строится наземный терминал».
Мощность плавучего терминала должна составить 3-4 млрд куб. м. Стоимость аренды такого судна - около 60 млн долл. в год. При этом стоимость обустройства инфраструктуры и дноуглубительных работ для подключения офшорного терминала составит около 20% от общей стоимости строительства наземного объекта.

После разработки ТЭО проекта должны были разработать инвестиционный меморандум. И лишь изучив его, потенциальные инвесторы смогли бы увидеть необходимый объем инвестиционных средств, финансовые показатели операционной деятельности, сроки возврата средств, уровень прибыльности и все то, что необходимо для принятия решения.

Реализация строительства LNG-терминала на Украине зависит также от доверия международных инвесторов и партнеров, от способности украинского государства создать благоприятный инвестиционный и деловой климат в стране.
Предпринятые правительством меры по улучшению инвестиционного климата существенных результатов пока не дали. В рейтинге экономических свобод Украина занимает 164-е место среди 179 стран, и в сравнении с 2010 годом она опустилась еще ниже. Подтверждением рейтинга стал негативный опыт привлечения правительством иностранных инвестиций на ЕВРО - 2012. Самым низким показателем в рейтинге был уровень инвестиционных свобод. Это значит, что шансы привлечь иностранных инвесторов невелики. К тому же сегодня в мире идет очень жесткая конкурентная борьба за инвесторов.
Обстановку усугубляет ситуация в Европе, где инвесторы также утратили доверие даже к серьезным странам.

Эксперты инвестиционных компаний заявляют, что в нынешних условиях инвестор не очень стремится браться за инвестиционный проект, который предлагает власть. Инвестор сам выбирает, во что ему выгодно вкладывать, а не государство выбирает инвестора. Мировой опыт показывает, что в государственных инвестиционных проектах основную финансовую нагрузку должно брать на себя государство. В нынешних условиях у правительства нет свободных финансовых ресурсов. К тому же 2012 год - год выборов в парламент, а это дополнительные расходы.
В 2011 году Евросоюз приостановил бюджетную помощь Украине.
В новом году появилась информация, что Евросоюз не планирует предоставлять Украине финансовую помощь и в 2012 году.
Директор «Агентства моделирования ситуаций» В. Бала заявил: «Если европейские структуры такого уровня прекращают финансирование, то это сигнал для бизнесменов всех стран, чтобы они сюда не заходили. Это еще более серьезно ударит по инвестиционной привлекательности страны».
Позже стало известно, что Евросоюз не будет прекращать финансовую помощь Украине, если будет выполнен ряд требований.

Беда Украины еще и в том, что со сменой власти меняются приоритеты. Пока Н. Круглов является главой облгосадминистрации, есть надежда, что он будет проводить и далее политику по реализации проекта LNG.
А если уйдет? Какова будет позиция следующего губернатора?
Вряд ли кто-то может четко ответить.

Пока не решены вопросы по транспортировке сжиженного газа через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы.
Турецкие власти понимают необходимость прохождения танкеров со сжиженным газом в Украину, но у них могут быть определенные замечания относительно проводки LNG-танкеров с небезопасным грузом, могут быть и определенные условия.
Украина лишь планирует согласовать эти вопросы с турецкой стороной.

Еще один немаловажный аспект этого проекта века: откуда доставлять газ?
Потенциальными источниками поставок сжиженного газа на Украину называли Катар, Алжир, Египет. Но эксперты считают, что именно Азербайджан является самым перспективным источником поставок LNG, поскольку исключается необходимость прохождения турецких проливов.
Но за будущие свободные объемы азербайджанского газа уже идет острая конкурентная борьба.
А во-вторых, еще не построен терминал по сжижению газа в грузинском морском порту Кулеви.

В 2010 году стоимость LNG за 1 тыс. куб. м составляла в Японии и Корее 332 долл., в Испании - 320 долл.
Высокий уровень конкуренции между газопроводными проектами вряд ли дает основания Украине надеяться на низкую цену азербайджанского газа в рамках LNG-проекта.

20 января министр энергетики и угольной промышленности Ю. Бойко сделал заявление, что в рамках нацпроекта «LNG-терминал» никакого наземного терминала не будет, причем оно прозвучало после заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам энергетической безопасности, которое ранее провел Президент Украины В. Янукович.
В тот же день председатель совета НБУ П. Порошенко заявил, что Украина не строила терминал сжиженного газа, чтобы не раздражать Россию. Но в этом заявлении, наверное, больше политики, чем экономики.
Свое заявление Ю. Бойко объяснил: «Есть новые технологии, которые не требуют большой инфраструктуры. Есть такое понятие, как плавучие заводы, которые просто загружаются, и сами сжижают газ, и, подходя к берегу, сами разжижают, подключаются к трубопроводу и качают газ в газотранспортную систему. Можно обойтись и без строительства дорогостоящей инфраструктуры, и без двухлетнего периода ее освоения. Мы не отказываемся от терминала. Он будет, но он будет в упрощенном виде, который позволит нам быстрее его запустить».
В День соборности президент В. Янукович заявил, что в стране «будет построен большой терминал для сжиженного газа на Черноморском побережье». Когда и откуда Украина собирается брать сжиженный газ, глава государства не уточнил.

На международном форуме в Давосе В. Янукович встречался с президентом Азербайджана И. Алиевым.
Позже В. Янукович заявил, что Украина ведет активный диалог с Азербайджаном по реализации совместных проектов в энергетической сфере и готовятся к подписанию два протокола, но есть технические вопросы, которые надо просчитать специалистам.
Уже после форума стало ясно, что подписать запланированное соглашение между Украиной и Азербайджаном по созданию совместного предприятия относительно поставок 5 млрд. куб. м сжиженного газа не удалось.

Комментируя итоги Давоса, в украинских СМИ сделали вывод, что украинская делегация ездила на форум себя показать и на других посмотреть.
Но не следует забывать, что отрицательный результат также является результатом. И его предвестником стала информация, что 24 января 2012 года Госнефтекомпания Азербайджана подписала с «Газпромэкспортом» дополнительное соглашение об увеличении закупок азербайджанского природного газа до 3 млрд кубометров, т.е. в 2 раза.

Также следует учесть, что параллельно с поддержкой украинского проекта, Азербайджан еще в 2009 году совместно с корпорациями ЕС выступил учредителем LNG-терминала Констанца в Румынии. Баку видит для себя приоритеты именно в этой части черноморского региона.

Для Азербайджана сегодня главное не помочь Украине газом, а не допустить усиления на энергорынке своего главного конкурента - Казахстана.
Казахские компании уже несколько лет упорно добиваются завершения строительства экспортных газовых терминалов в украинских портах Феодосия и Керчь. Но строительство тормозится. В Киеве не отвечают почему.
Специалисты заявляют, что когда президенты Н. Назарбаев и И. Алиев смогут достичь компромисса при разделе рынков транзита и перепродажи каспийской нефти и газа, то Баку вообще утратит интерес к Киеву и переключится исключительно на Бухарест.

В таких условиях Киев мог бы попытаться привлечь на украинский газовый рынок компании Турции. С 2010 года в этой стране начали проходить аукционы по перепродаже трубопроводного природного газа, который следует транзитом на Балканы через Украину и подводный газопровод «Голубой Поток». По идее, совместное участие Азербайджана и одной из компаний Турции в наполнении украинского рынка импорта газа - это реальный путь уменьшения риска выхода украинского LNG-проекта. Были сомнения, что этот сценарий Киев не сможет реализовать, поскольку на 2012 год намечена приватизация турецкой компании Botas, после чего в этой госкомпании наступит период минимальной активности и глубокой реструктуризации.
Однако 15 февраля в рамках визита турецкой делегации в Украину был подписан протокол, регулирующий механизм двустороннего сотрудничества в рамках реализации совместных энергетических проектов. Пока стороны договорились лишь «углублять двустороннее сотрудничество и интенсифицировать диалог» по вопросам экспорта электроэнергии, газового сотрудничества и реализации нацпроекта LNG-терминал.

Украинские эксперты говорят о том, что для киевских политиков стратегия расширения источников импорта газа на Украину и его диверсификация далеко не самая главная задача. Не удивительно, что разработка обновленной энергетической стратегии Украины на период 2012-2030 годов ведется полтора года, но документ до сих пор не готов.

Из предоставленной информации нетрудно догадаться, что строительство терминала откладывается.
Вопрос, в одном - на какой срок?

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |