.
Как будет выглядеть разрешительная система после реформы. Взгляд в будущее.

Как будет выглядеть разрешительная система после реформы. Взгляд в будущее.

mlp / 13.02.2012

В здании горисполкома в ближайшие месяцы откроется Центр административных услуг, в котором любой гражданин сможет заказать и получить необходимую справку. Это нововведение связано с кардинальной реформой в разрешительной системе. О том, как она будет выглядеть после нововведений и изменений, рассказал начальник отдела разрешительных процедур горсовета Андрей Яковлев в интервью Интернет-порталу «Николаевский городской совет».

- Реформа в разрешительной системе сегодня позиционируется и поддерживается как основная. По одной простой причине – львиная доля проблем бизнеса сегодня связана с получением разрешений. Потому что ведение бизнеса: получение кредита, финансовый ресурс – это та сторона, которая во многом достижима, несмотря на кризис. А вот налаживание результативного взаимодействия с властью – это и есть основная задача реформ в разрешительной системе, рассказывает начальник отдела разрешительных процедур Андрей Яковлев.
Сегодня у нас есть определенный перечень разрешительных документов, принятых на государственном уровне, и мы должны выдавать их предпринимателям. Мы можем их просто выдавать, не вникая, удобно это, не удобно, прозрачно, эффективно. А можем организовать эту выдачу так, чтобы она проходила безболезненно. Укол можно тоже по-разному поставить. Позиция городского головы в том, чтобы выдача документов разрешительного характера происходила максимально удобно, прозрачно для предпринимателей, исключая коррупционную составляющую.
С 1 января в разрешительном законодательстве произошли существенные изменения. Теперь вся полнота ответственности за оказание помощи предпринимателям лежит на государственном администраторе. Если до 1 января этого года предприниматель имел право в разрешительном центре обратиться как к администратору, так и к представителю служб, в последнем случае определенная часть контроля и прозрачности по объективным причинам терялась. То с 1 января уже окончательно введено правило единого окна. Сегодня подача заявлений на абсолютно все документы разрешительного характера производится только у администратора.

- Нравится ли это предпринимателям?

- Сейчас переходный период и всплыли подводные проблемы, которые не предусмотрели некоторые службы. Так, экспортеры, которые отправляют свои грузы и по ночам, и в праздники, должны получать разрешение в момент отправки. Поэтому сегодня мы ввели дежурства по ночам и в праздники. Но это временно, в ближайшее время экспортеров выводят из-под действия этого закона.
Сегодня администратор – это не просто канцелярист или статист. Принимая документы, он вступает в достаточно серьезную процедуру и несет ответственность за следующие вещи. Первое, он элементарно контролирует четко установленные законом сроки рассмотрения документов. Второе. Он контролирует правильность выдачи документов разрешительного характера. Или если это отказ – обоснованность этого отказа. Теперь администраторы наделены полномочиями по составлению протоколов на тех чиновников, которые нарушают законодательство. Т.е. в случае нарушения сроков администратор обязан составить протокол об административных правонарушениях. Если протокол не составляется, то протокол составляется на администратора. Существует такая связь, которую обойти невозможно.
Кроме того, получение определенных документов, порой, связано в определенной цепочке, в какие-то алгоритмы, когда одно разрешение тянет за собой другое. К примеру, для получения разрешительных документов на аренду земельного участка для начала необходимо получить вывод управления градостроительства и архитектуры. Поэтому в функции отдела разрешительных процедур входит и «построение» так называемых разрешительных процедур. И все для того, чтобы предприниматель, подав одно заявление, получил конечный результат, к которому он стремился. Поэтому сегодня мы эти процедуры выписываем. Сегодня уже работает подобная процедура в части выдачи разрешения на установление временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности.

- Сколько у нас регистраторов и как они работают?

- Сегодня в отделе разрешительных процедур по штату - 6 человек, из них 5 – администраторы. Что касается времени работы, то органам местного самоуправления рекомендуется предоставлять админуслуги до 20.00 часов – в будние дни, и до 16.00 – в субботу. Если возникает необходимость, у нас всегда один администратор находится в дежурном режиме. Пока же большая часть людей обращается к нам в рабочее время.
Разрешительная система дает разрешения предпринимателям, а еще есть много справок, чего угодно, разрешений, согласований для обычных граждан, физических лиц, не предпринимателей. Вот процесс выдачи этих документов имеет звонкое название – оказание административных услуг. На уровне законодательства пришли к тому, что смысла создавать новую структуру, которая упорядочила бы админуслуги и обеспечивала взаимодействие всех служб, нецелесообразно.
Поэтому сегодня предоставление админуслуг будет производиться на базе разрешительных центров.

- Где будет работать городской центр административных услуг?

- В ближайшее время в правом крыле горисполкома на первом этаже будет создан такой центр административных услуг. Для бюджета это будут минимальные затраты. Концепция единого помещения будет сохранена. Для этого будут демонтированы двери, они достаточно широкие. По сути это сразу преобразит все, получится эффект единого помещения, у людей появится возможность свободно перемещаться. У центра будет отдельный вход. Это будет единственное место, куда смогут обращаться жители и предприниматели в удобное для них время. Единственный момент, который потребует финансирования, - переселение тех служб, которые сейчас работают на 1-м этаже. Планируется их перевести в освободившееся помещение разрешительного центра, которое очень удобно делится на ряд кабинетов.
С созданием центра админуслуг будет ликвидирована порочная практика хождений по всему зданию горисполкома с сумками, поскольку такое хождение во многих моментах нивелирует нашу прозрачность и не позволяет контролировать злоупотребления со стороны различных чиновников.
Такой центр справится с нагрузкой, но при одном условии - если эффективно отработают службы, которые в нем будут задействованы. По подсчетам на первом этапе необходимо около 25 представителей различных служб, плюс 5 администраторов. Такой состав центра позволит эффективно реализовывать наши полномочия.
С 3 января вступил в силу закон, что на уровне области создаются областные разрешительные центры. В законе предусмотрена возможность предоставления областных разрешений через городские разрешительные центры, но сегодня областная администрация выбрала путь следующий. Они создали отдел, подобный нашему, в нем 6 администраторов. Они будут работать в здании горисполкома. Это удобно, потому что они будут принимать заявления во все областные службы, а горожанам это также необходимо. Разумеется, они будут обслуживать и предпринимателей, проживающих в области.

Службы, с которыми мы сотрудничаем, обязаны предоставить администратору так называемые информационные карточки – пакет документов, основания для отказа и т.д. Эти карточки, кроме того, что нужны администратору, они еще размещаются в СМИ и являются также правилами для бизнеса. Но сегодня мы не от всех служб имеем подобные документы. По одной простой причине – многие службы просто не хотят себя ограничивать в сроках. Им не хватает 10 дней, предусмотренных законом. Некоторые дописывают себе дополнительные основания для отказа. Чтобы эту проблему решить, городской голова создал своим распоряжением рабочую группу по решению этих вопросов. Поэтому сегодня все службы предоставили нам проекты карточек, рабочая группа определяет их легитимность, мы коллегиально рассматриваем материалы, приводим их в соответствие с законом.

- Сколько услуг будет предоставлять городской центр?

- Сегодня проведена работа по анализу админуслуг, которые предоставляются городскими службами, коммунальными предприятиями и т.д.. Определено более 300 админуслуг. Кроме того, разработано около 220 стандартов предоставления этих админуслуг. Алгоритм тот же, что и по разрешительным: перечень необходимых документов, адреса, по которым можно обратиться, контактные телефоны, кабинеты, сроки, основания для отказа и т.д. Полный перечень, алгоритм понятный для людей. Формат работы в центре будет следующий: допустим, представители департамента ЖКХ, которые курируют работу ЖЭКов, будут вести прием в этом центре админуслуг. Житель, который хочет получить, к примеру, справку о составе семьи, которую выдают ЖЭКи, будет иметь возможность обращаться не в ЖЭК, стоять там в очередях, а прийти в центр админуслуг к представителю департамента ЖКХ, курирующего это направление, и подать ему любое обращение в любой ЖЭК города Николаева. А святой обязанностью этого представителя уже будет распределение этих заявлений, отработка сроков и т.д. Важно, что этот гражданин не лишится права обратиться по старинке в ЖЭК.

- Как чиновники относятся к изменениям в их работе?

- Для должностных лиц, которые выдают документы, такие изменения хуже. Потому что больше прозрачности появляется в их работе. С этой проблемой мы столкнулись, когда организовывали разрешительную систему. Тогда было много сопротивления, оно есть и сегодня. Но сегодня все уже свыклись, что должна быть вот такая структура. Конечно, есть предприниматели, которым не нравится. В большей степени это представители консалтинговых компаний, так их назовем, не называя их посредниками или бегунками, которые привыкли к тому, что они всегда заходили в любой кабинет и решали вопросы. Поэтому им не надо было подтверждать свою личность и права как доверенного лица, чего сегодня требует по закону администратор.

Источник: gorsovet.mk.ua

| | | | - | | | | | |