.
«Днепро - Бугская золотая Дельта».

«Днепро - Бугская золотая Дельта».

mlp / 13.12.2011

16 ноября в ресторанно - гостиничном комплексе «Тамплиер», который находится на границе Николаевской и Херсонской областей, состоялось третье рабочее заседание Комитета стратегического развития Херсонско - Николаевского экономического субрегиона.

Напомним, что субрегионы - это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности. Сюда включены города Херсон и Николаев, Николаевский, Жовтневый, Баштанский районы Николаевской области и Белоозерский, Голопристанский и Цюрупинский районы Херсонской области.

Разработка стратегии развития южного субрегиона Украины осуществляется в рамках проекта «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» («ЛИНК»), представители которого участвовали в заседании в качестве советников и экспертов.
Николаевскую мэрию на заседании представлял первый заместитель городского головы Ю. Андриенко и специалисты управления экономики, а облгосадминистрацию - начальник управления внешнеэкономических отношений, внешнеэкономической деятельности, европейской интеграции, туризма и курортов Т. Чичкалюк.

На заседании 21 октября определили основные направления экономического развития субрегиона, а именно:
А. Развитие сельского хозяйства и переработки.
В. Морехозяйственный комплекс (судостроение, инфраструктурное развитие).
С. Создание условий для привлечения инвестиций (внутренних и внешних).
D. Рекреация и туризм.
Е. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса.
Именно они будут определять основные сферы реформирования общин городов и районов для достижения позитивных результатов местного экономического развития.

Дискуссия развернулась при обсуждении «миссии-видения», т.е. современного назначения, уникальных особенностей и конкурентных преимуществ субрегиона.
Консультант проекта «ЛИНК» Л. Оленковская объяснила, что «это бренд, флаг, то, с чем будем выходить на рынок и продавать».
В «фишку» включили «транспортно-логистический центр», «современное судостроение», «центр современных технологий и энергосбережения», «степное ожерелье», «уникальный природный комплекс», «туристический центр».
Американский эксперт по развитию портов Каннет Капински прокомментировал пять предложенных членами комитета названий субрегиона и добавил свой вариант. В ходе голосования именно на нем и остановились.
Субрегион отныне называется "Днепро- Бугская золотая Дельта".

Затем участники заседания обсудили результаты SWOT-анализа (определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) стратегически важных направлений развития субрегиона, перечисленных выше. Участникам заседания было интересно ознакомиться с выводами экспертов, и в ходе обсуждения они вносили свои предложения.

Анализ показал наличие проблем в каждом из пяти направлений.

Для сельского хозяйства и переработки это слабое развитие поддерживающей инфраструктуры, невысокий уровень кооперативного движения (всего 8), отсутствие местной базы сертификации сельхозпродукции в соответствии со стандартами ЕС и крупного животноводства. Все районы объединяет мелкотоварное производство. Вместе с отсутствием логистических центров это является препятствием для увеличения объемов переработки сельхозпродукции и ее экспортирования.

Для морехозяйственного комплекса - отсутствие общего бренда судостроительных компаний, государственных заказов и поддержки, ограниченные возможности расширения действующих портов. В данное время судостроительные предприятия реализуют свои возможности на 20-30%, а существующий стапельный фонд и причалы позволяют выпускать в целом до 30 судов ежегодно.
Каннет Капински заявил, что план развития порта Очаков - это перспектива на 50-100 лет. Побывав в 38 странах мира и являясь в прошлом менеджером одного из американских портов, он, очевидно, может говорить о перспективах развития портов.
После посещения Севастопольского, Феодосийского и Керченского портов эксперт ознакомился с Николаевским морским торговым портом. НМТП ему понравился, кроме «одной маленькой детали»: у порта нет возможности развития. По мнению эксперта, существует два пути решения этой проблемы: либо расширяться за счет территории города, либо развивать порт Очаков.
В отношении второго варианта Каннет Капински заявил, что очаковский проект очень важен для покорения мировых рынков. К тому же сюда могут забрать вредные грузы из НМТП.
Эксперт отметил, что для развития порта Очаков нужно решить две проблемы - построить железную дорогу и автотрассу. Здесь должны совместно действовать центральная власть и община. Главное - определить ответственного за их строительство.
На заседании Кен Карпинский провел блиц-опрос среди участников совещания и был очень удивлен, что николаевская община мало информирована о роли порта в ее жизни.

Для привлечения инвестиций требуется преодолеть узко ведомственные интересы землепользования в промышленных и прибрежных зонах, в городах; осуществить комплексную подготовку инвестиционных площадок; разработать схему техногенной нагрузки; увеличить количество свободных и юридически «чистых» земельных участков. Сегодня внутренние инвестиции примерно в 3 раза превышают иностранные. Субрегион должен создать условия для получения потенциальным инвестором максимума услуг для упрощения начала бизнеса.

Проблемами рекреации и туризма являются низкий уровень сервиса, слабое развитие туристических брендов, отсутствие реальной сети туристических объектов субрегиона, засоренность территории, ухудшение экологического состояния Днепро -Бугского лимана.
Когда эксперт Л. Оленковская представляла анализ рекреации и туризма, то указала на уникальность нашей территории. Сильные стороны этого направления преобладают над слабыми.
Ознакомившись с предложенным анализом, николаевские представители заявили, что они подготовят и передадут экспертам «ЛИНК» собственный вариант в кратчайшие сроки.

Свою точку зрения на проблемы и перспективы туризма региона изложил специалист по развитию конкурентоспособности туристической отрасли Г. Друзенко.
Выступление он начал своеобразно и заявил: «Такой автопарк, как возле «Тамплиера», говорит о том, что здесь есть деньги».
По словам специалиста, развитый туризм может на 25% пополнять местный бюджет и дать до 10% рабочих мест города.
«Корова есть - доить не можем», - констатировал Г. Друзенко.
Оказывается, Украина входит в первую десятку государств по посещаемости туристами, опережая Россию и даже Польшу. Об этом свидетельствуют данные паспортного контроля. Самый большой приток туристов из России (34%), затем идет Молдова (21%), но эксперт связывает визиты молдаван с коммерцией. На третьем месте Польша (12%).
А вот по доходам от туристической отрасли Украина занимает 43-е место в рейтинге. Оказывается, что больше всех тратят за границей немцы, американцы, англичане и китайцы.
Г. Друзенко считает, что главная проблема Николаевского и Херсонского регионов - в недостатке маркетинга.
Для прибыльности туристической отрасли необходимы три условия: комфорт, веселье и интерес. Туристов особенно привлекают фестивали, что подтверждает Коктебель.
Он рекомендовал местным чиновникам научиться «упаковать, разрекламировать и продать» николаевскую «фишку».

Анализируя развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, эксперты «ЛИНК» основными проблемами назвали несбалансированность рынка труда (спрос и предложение не совпадают по специальностям), неразвитые партнерские взаимоотношения власти и бизнеса и неразвитые институции поддержки бизнеса.

В целом на заседании было отмечено, что «Днепро - Бугская золотая Дельта» имеет большой потенциал и широкие возможности для роста.
Эксперты проекта напомнили участникам совещания, что пройдена половина пути, сделан анализ субрегиона.

Теперь предстоит планирование, надо определить план действий и проекты, которые будут приниматься на сессиях соответствующих советов.

Ю. Щетинин

| | | | - | | | | | |