.
МОНОПОЛИЯ В СФЕРЕ ЖКХ – ПУТЬ ВО ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ

МОНОПОЛИЯ В СФЕРЕ ЖКХ – ПУТЬ ВО ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ

mlp / 06.05.2011

Опубликовав свою реплику на одном из городских Интернет-ресурсов, никогда не думал, что она вызовет такой резонанс. Ответы на мою скромную публикацию были даны сразу в четырех Интернет-СМИ, да еще и в газете «Вечерний Николаев». Впрочем, «ответчик» оказался один: руководитель областного отделения ВА «Укржилэксплуатация» Сергей Клименко, - человек, которого я хорошо знаю, вместе с которым поступал в ОРИГУ Национальной академии госуправления при Президенте Украины и который, точно так же как и я, пишет магистерскую работу в сфере ЖКХ.
Вот, давайте, Сергей Васильевич, и подискутируем с вами по теме ЖКХ, как студент со студентом.

Прежде всего, выглядит странно, когда в «ВН» (28.04.2011 «Назад в будущее… Или развитие по спирали?») выходит ваш ответ на мою реплику, которой читатели в глаза не видели. Если вы хотели подискутировать лично со мной, просто позвонили бы по телефону. А если хотели устроить полемику на страницах городской газеты, стоило бы и мне слово предоставить. Ведь получается, что вы спорите сами с собой. Несолидно как-то. В этой связи вспоминаю многочисленные, написанные под копирку «письма трудящихся», осуждавших «Доктора Жеваго» Б. Пастернака. И это притом, что прочитать самого «Доктора Жеваго» было невозможно. Нет, на литературные лавры я не претендую, на Нобелевскую премию – тем паче, но элементарную этику дискуссии соблюдать необходимо.

Теперь о грантах или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемой западными донорами. Складывается впечатление, что вы крайне негативно к ним относитесь, неоднократно кивая в мою сторону: «отработал не один грант по ЖКХ», «за деньги международных грантов» и т.д. Да, отработал. И претензий грантодателей к Фонду развития города Николаева (ФРГН), который я возглавляю, никогда не было. И, кстати, не вы ли с помощью ФРГН за те же грантовские деньги исколесили в 2008 всю Польшу в порядке изучения опыта реформирования местного самоуправления? Тогда, насколько я помню, вас это не смущало.

Теперь ближе к сути. Наше основное разногласие, как, оказалось, возникло в связи с использованием в Николаеве конкурсной модели обслуживания жилфонда. Когда-то вы были сторонником таких конкурсов, которые проводились в Николаеве, но потом к ним охладели.
Напомню, что поначалу механизм проведения конкурса на обслуживание жилья был сырым, несовершенным. Именно ФРГН (и опять-таки с помощью грантов!) помог городским властям его усовершенствовать, разработать положение о конкурсной комиссии и ввести квоту для потребителей жилищных услуг – 50% от членов комиссии. Более того, мы впервые в Украине апробировали механизм общественного аудита, с помощью которого потребитель может контролировать работу ЖЭКов и добиваться досрочного расторжения договора с ними, если они не выполняют свои обязанности. С целью изучения этого опыта в Николаеве прошли две конференции, он получил всеукраинское признание.

Контролировать работу победителей конкурса должен был и департамент ЖКХ. И именно вы, как заместитель его директора - начальник жилищного управления несете ответственность за то, что такой контроль в должной мере организован не был. Именно вы, находясь на этой должности, всячески оттягивали объявление новых конкурсов по тем ЖЭКам, договор с которыми уже истек. Причем, среди них были и такие одиозные ЖЭК-и как «Шалгис», который по многим показателям и на конкурс допускать было нельзя. Вы и не допустили, а просто продлили ему договор безо всякого конкурса! Дошло до того, что торможением конкурсов заинтересовалась прокуратура и только тогда, уже после вашего ухода из департамента ЖКХ, их проведение было возобновлено.

Наш Фонд всегда последовательно выступал за внедрение механизмов конкуренции и общественного контроля в сфере ЖКХ. Вы же пытаетесь доказать, что конкуренция ведет… к монополии. Это напоминает марксистскую политэкономию столетней давности. Но гляньте в окно – на улице ХХI век, коммунистическая система рухнула и весь мир живет в конкурентной среде! Именно монополия во всем довела СССР до краха. И ЖЭК-и, какими они были 20 лет назад, в сегодняшних условиях совершенно нежизнеспособны.

Вы намекаете, будто я плохо знаком с законодательством, утверждая, что отказ от проведения конкурсов – нарушение Закона «О жилищно-коммунальных услугах. При этом ссылаетесь на ст. 27 данного закона, где определено, что «жилищно-коммунальные услуги, оказываемые на конкурсных началах, определяет орган местного самоуправления». Как здесь не вспомнить Ильфа и Петрова: «Киса, все объявления надо читать до конца!» Пожалуйста, почитайте всю ст.27, например п.1 «заключение договора на предоставление услуг осуществляется по результатам конкурса». Почитайте ст. 28 того же закона, где четко сказано: порядок подготовки, и проведения конкурсов определяется Кабмином. И именно Кабмин принял хорошо вам известное постановление №631 от 21.07.2005, устанавливающее, что конкурс проводится в случае «завершения срока действия или расторжения договора на оказание услуг». И если срок действия договора завершился, вы не имели права продлевать его, минуя конкурс. Ни тогда, в 2009, ни сегодня, в 2011. А есть еще городская и областная программы реформирования ЖКХ, также предусматривающие развитие конкурсных механизмов. Или их депутаты принимали для того, чтобы потом игнорировать?

Как видим, ваши аргументы не срабатывают. Проведение конкурса обязательно, и ни к какой монополизации не ведет (последнее утверждение вообще абсурдно). Монополия возникает там, где чиновник мешает конкуренции, действует административными методами, лоббируя интересы тех или иных предприятий, не важно – коммунальных или частных. Ведь для городской общины важен не собственник предприятия, а его ЭФФЕКТИВНАЯ работа. Тем более что вы сами признаете: между коммунальными и частными ЖЭКами особой разницы нет. Так зачем же вы пытались без конкурса отдать жилфонд в Заводском районе на обслуживание КП «Бриз»? Замечу, что ваши аргументы, высказанные на заседании рабочей группы по вопросам реформирования, развития и тарифной политики в жилищном хозяйстве департамент ЖКХ вполне резонно счел необоснованными. Конкурс уже объявлен, о чем сообщила читателям газета «ВН» (30.04.2011).
В чем же причина вашего упорного стремления отказаться от конкурсов? Насколько я понимаю, в попытке во всех районах города на внеконкурсной основе создать коммунальные управляющие компании, которые сами будут выбирать себе исполнителей работ по эксплуатации жилья. Идея, безусловно, новаторская, но…

Тотальное внедрение управляющих компаний несколько лет назад началось в России. Очень скоро непрозрачные схемы распределения средств жильцов, необоснованный рост квартплаты и откровенное ее разворовывание накрыли страну «от Москвы до самых до окраин». Как члены Партнерства фондов местных сообществ (есть такая международная организация), мы изучали опыт российских коллег из Самары, Тольятти, Пензы и других городов глубинки России. Он показателен. Там, где управляющие компании навязывались сверху, царят коррупция и неразбериха, тарифы растут в разы, а качество услуг ухудшается. Зато теми управляющими компаниями и управителями домов, которые действуют в конкурентном поле, жильцы, как правило, довольны.

Из России вернемся в наш родной город. В рамках эксперимента в 2006 г. в Корабельном районе Николаева был создан ДЕЗ «Полет» (ДЕЗ – дирекция единого заказчика, по сути та же управляющая компания, которая определяет поставщиков услуг – забить гвозди, залатать крышу, убрать двор, подготовить системы к зиме). За прошедшие годы ДЕЗ продемонстрировал свою полную несостоятельность, и сегодня его хотят упразднить. Аналогичный опыт провалился в соседней Одессе.
Оно и не удивительно. На данный момент орган местного самоуправления устанавливает тариф на содержание жилья. ДЕЗ оказывает управленческие функции, цена на которые определяется согласно действующему законодательству на договорной основе. Ни один ДЕЗ не пытается договориться с жильцами об оплате своих управленческих услуг, а вместо этого садится на тариф по содержанию жилья, нагружая его своими затратами (зарплаты директора, бухгалтера и т. д.). Интересно сколько в итоге остается на текущий ремонт, вывоз мусора, уборку придомовой территории и другие услуги, заложенные в тарифе на содержания жилья? И не надо быть большим экономистом, чтобы понять: очень мало.
Так зачем нам вновь наступать на те же грабли?

Никакой ДЕЗ не вложит и копейки своих средств в жилфонд. А вот частник может вложить сверх того, что заложено в тарифах. Для чего? Ответ прост – он заинтересован закрепиться на столь емком рынке, пусть и малорентабельном, но с большим оборотом. Или вы считаете, что тратить собственные средства на нужды жильцов это плохо, а тратить средства жильцов на собственные нужды – хорошо?

Еще один пример неконкурентной и откровенно бесполезной траты средств жильцов – ООО «ГИРЦ». В момент начала работы нам разрекламировали его как будущий единый городской расчетный центр. Не вышло. Сегодня услугами ГИРЦа пользуются только тепловики да ЖЭКи. Причем в ЖЭКах начисление квартплаты – функциональные обязанности бухгалтера, и ГИРЦ эти цифры просто дублирует. Интересно, а за счет чего оплачиваются услуги ГИРЦа, не из квартирной ли платы? Потребитель имеет на руках книжку по квартплате и ежемесячную квитанцию. В итоге он платит и за выпуск книжки, и за распечатку квитанции. Так зачем потребителям платить дважды, если начислением квартплаты все равно занимается ЖЭК? Нам эти услуги навязали, а для чего – не понятно. И, разумеется, без конкурса.
И это лишь один маленький пример. Боюсь, если за дело возьмутся управляющие компании, такие примеры начнут расти в геометрической прогрессии.

Я не хочу сказать, что управляющие компании – идея однозначно плохая. Вопрос лишь в том, чтобы дома передавались им в обслуживание не в приказном порядке, а с согласия жильцов и на конкурсных началах (см. выше опыт России). Лишь сами потребители вправе определять, нужна им такая компания или нет.
Конечно, Сергей Васильевич считает, что нужна. Ибо «Укржилэксплуатация», местное отделение которой он возглавляет, по сути, является объединением ЖЭКов, лоббирующих свои интересы. Цивилизованный отраслевой лоббизм – дело приемлемое. Но попытка создать на безальтернативной основе управляющие компании, навязать их жильцам приведет к рождению ЖЭКа-мутанта, который впитает в себя худшие черты и вчерашней административной системы, и сегодняшнего коррупционного капитализма.
Получается, что вы ратуете за создание антиконкурентной среды. Зачем? Оставляю этот вопрос на усмотрение читателей.

И последнее. О коррупции. Экс-чиновник Клименко пытается кивать на своих бывших коллег по департаменту ЖКХ, не называя, однако, их имен и предлагая мне провести некое расследование. Возможно, верх берет примитивное заблуждение, будто все организации, получающие гранты, это агентура ЦРУ? Разочарую: мы не агентура, не спецслужба и не суд, не собираемся проводить расследования, ловить коррупционеров и определять степень их вины. Мы лишь стремимся создать условия, при которых коррупция в ЖКХ будет невозможна или хотя бы минимизирована. И выходит так, Сергей Васильевич, что вы нам в этом пытаетесь помешать. Хотите разобраться, кто чей родственник – пожалуйста, дерзайте! Только почему же вы до сих пор об этом молчали?

Михаил Золотухин, председатель правления «Фонда развития города Николаева», член рабочей группы Николаевского горсовета по вопросам реформирования ЖКХ и тарифной политики.

| | | | - | | | | | |