.
«Антикоррупционный рецепт» для украинского бизнеса.

«Антикоррупционный рецепт» для украинского бизнеса.

mlp / 28.04.2011

Коррупция, существующая в той или иной форме в любых странах не зависимо от уровня развития, тем не менее представляет повышенную опасность для стран с переходной экономикой. Снижая эффективность в системе управления и функционирования государственных институтов, сводя к минимуму результаты экономических реформ, приводит и к серьезным изменениям в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

Постоянные дискуссии политиков, юристов и экономистов в вопросах выработки эффективного противодействия коррупции свидетельствует о единодушной позиции, что принятие антикоррупционных законов, создание специальных служб и постоянные сводки правоохранительных органов об арестах чиновников без проведения системных реформ принципов государственного управления и заинтересованности общественности не приведут к радикальным изменениям.
Анализируя систему государственного регулирования предпринимательской деятельности в Украине можно с уверенностью утверждать, что разрешительная система, принятие решений органами исполнительной власти и местного самоуправления касающихся предпринимателей, контроль за хозяйственной деятельностью относятся к основным сферам, способствующим развитию коррупционных отношений между властью и бизнесом.
Причинами, создающими благоприятную коррупционную среду являются: забюрократизированность, неоднозначное толкование правовых норм регулирующих выдачу разрешений, процедур принятия решений и проведения проверок ставящих в полную зависимость представителей бизнеса, а также отсутствие необходимого минимума правовых знаний у предпринимателей, что вынуждает последних «решать все вопросы» при помощи неофициальных платежей.
Если мы вернемся в начало 90-х годов, когда зарождалось регулирование частного предпринимательства в Украине, то вспомним, насколько было сложно первым предпринимателям зарегистрировать свою деятельность в местных исполкомах. Отсутствие на тот момент четкой, понятной процедуры регистрации предпринимательской деятельности, ставило в полную зависимость начинающих бизнесменов от местных чиновников, требующих на свое усмотрение бесконечное количество справок и виз согласовывающих инстанций.
И наконец, принятие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», который четко определил количество необходимых для регистрации документов, срок их рассмотрения, ответственность регистраторов, навсегда упростило государственную регистрацию, отнеся ее по сложности для бизнеса на последние позиции.
По такой же схеме в Украине была урегулирована практика выдачи лицензий множеством лицензионных органов после принятия «рамочного Закона» «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности».
Вопрос же выдачи разрешительных документов, всевозможных согласований, справок, выписок не удалось полностью урегулировать даже после введение в действие в 2005 году Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и создания разрешительных центров во всех местных органах власти. К основной причине, препятствующей практической реализации Закона относится противодействие многих центральных и местных органов власти. За многие годы разрешительная система в Украине превратилась в индустрию вымогательств и поборов, поддерживаемых многочисленной армией чиновников, депутатов и посредников финансово заинтересованных в ее существовании.
Немаловажную роль в неэффективности реформы в разрешительной системе играют и сами предприниматели, для многих из которых система неофициальных отношений с чиновниками, представляющая им определенные преференции и исключения, является более предпочтительной нежели соблюдение установленных правил и норм украинского законодательства. Возникающие в следствии этого коррупционные отношения между представителями власти и бизнеса становятся стимулирующим фактом, способствующим разделению бизнеса на легальный и теневой, что является характерным для различных отраслей и сфер предпринимательской деятельности.
Проанализировав на примере, сложившееся регулирование на рынке наружной рекламы в регионах Украины, мы увидим зависимость существования теневого и нелегального сегмента рынка от коррупционных отношений, установленных регулятором отрасли.
Недостаточная законодательная регламентация регулирования наружной рекламы, заинтересованность отдельных представителей органов власти в тенизации поступлений от размещений внешней рекламы и отсутствие контроля со стороны соответствующих служб привело к преобразованию исполнительных органов, осуществляющих регулирование в коммунальные предприятия. Объединение двух несовместимых функций регулирования и коммерческой деятельности, привело к тому, что одни субъекты хозяйствования начали регулировать других «видя это через призму» своих коммерческих интересов. Предоставляя преференции финансово лояльным к ним операторам рынка, наделяя их более предпочтительными местами для рекламных конструкций и ослабевая за ними контроль, они создавали дискриминационные условия другим, устанавливая тем самым не равные конкурентные условия.
Искажения принципов регулирования коммунальными предприятиями привело к уменьшению стимулов у операторов соблюдать установленные правила и нормы, так как получение разрешений на размещение рекламных конструкций и ограничение деятельности предпринимателей, на прямую стало зависеть не от соблюдения законодательства на рынке рекламы, а от финансовых отношений с регулятором рынка. В результате этого в городах увеличилось количество рекламных конструкций, установленных без разрешений и договоров, обеспечивающих пополнение местных бюджетов от наружной рекламы.
Внесение изменении в Постановление Кабинета Министров, устанавливающие правила регулирования рекламной деятельности, исключающие возможность делегирования право регулятора коммунальным предприятиям и проигранные суды коммунальщиками вынудили местные власти «поломать существующие схемы» и разработать новые порядки, отвечающие требованиям регуляторной реформы, проводимой в Украине.
В Николаеве представители отраслевого совета рекламистов, вместе с мэром города определили принципы, по которым должен регулироваться рынок рекламы в городе. Это простота и прозрачность выдачи разрешений, предоставление качественных услуг потребителям, эстетически приемлемый вид рекламных конструкций, исключение всех посредников при поступлении средств от рекламной деятельности в местный бюджет.
Реализацию всех этих принципов должен обеспечить подробный порядок, четко регламентирующий весь цикл процедур, от получения разрешений до демонтажа конструкций.
Предоставление отраслевому совету предпринимателей, включающего всех участников городского рынка рекламы, права на обсуждение всех проектов решений на размещение всех рекламных конструкций в городе позволит, с одной стороны исключить необоснованные отказы и обеспечить прозрачность при подготовке решений, с другой стороны самим рекламистам отрегулировать свой рынок, используя принципы саморегулирования.
Разработчики новой схемы регулирования наружной рекламы в городе считают, что предложенная схема является наиболее оптимальной для учета баланса интересов предпринимателей, потребителей и местной власти, а так же способствует уменьшению коррупционной нагрузки на бизнес.
Таким образом, проанализировав эволюцию совершенствования процедур регулирования предпринимательской деятельности в Украине, практические методы и способы, применяемые в регионах, учитывая ментальность представителей органов власти и предпринимателей можно с уверенностью утверждать, что «антикоррупционный рецепт» для украинского бизнеса должен состоять из трех составляющих:
Первое – это подготовка и принятие четких порядков, подробно регламентирующих полный цикл регулирования каждой отрасли предпринимательской деятельности;
Второе – это принятие во втором чтении Верховной Радой Украины законопроекта, подготовленного Госкомпредпринимательства, устанавливающего снятие с занимаемых должностей представителей органов государственной власти и местного самоуправления в случае повторного нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
Третье – это создание объединений и отраслевых советов предпринимателей во всех сферах и отраслях хозяйственной деятельности с предоставлением им отдельных полномочий для саморегулирования их бизнеса.
Эффективность указанных мер по изменению коррупционной среды во многом будет зависеть от системного и комплексного их принятия и внедрения как на центральном уровне, так и в регионах Украины.


Валерий Ветров - заместитель начальника отдела представительства в АР Крым, Николаевской, Одесской, Херсонской областях департамента региональной политики Госкомпердприниматиельства.

| | | | - | | | | | |