.
Вперед в прошлое?

Вперед в прошлое?

mlp / 14.04.2011

Совсем недавно, в январе текущего года при Николаевском горсовете была создана рабочая группа по реформированию, развитию и тарифной политике ЖКХ. В ее состав в качестве эксперта был введен и я, Михаил Золотухин - председатель правления «Фонда развития города Николаева» (ФРГН).


Общеизвестно, что проблема качества услуг жилищно-коммунального хозяйства города является одной из наиболее болезненных для горожан. Сегодня уже никого не нужно убеждать в том, что ЖКХ необходимо реформировать. Разница возникает только в подходах: как именно реформировать?
Еще пять лет назад первым в Украине Николаев пошел по пути создания конкурентной среды в сфере обслуживания жилого фонда и придомовых территорий. С 2006 года право обслуживать жилфонд стало выставляться на конкурс, участие в котором могли принимать как существующие коммунальные ЖЭКи, так и частные структуры, готовые заниматься данным видом деятельности. С тех пор механизм конкурса применялся в течение пяти лет и постепенно совершенствовался.
Николаевская общественная коалиция «Почин» при координации Фонда совместно с постоянной депутатской комиссией по вопросам ЖКХ и благоустройства города с 2007 г ведет долговременный мониторинг упомянутого конкурса. По ее результатам в 2008 году департамент ЖКХ своим январским распоряжением ввел в состав конкурсной комиссии представителей городской громады (депутатов, представителей ОСМД, общественных организаций).
В декабре 2009 г. николаевский городской совет утвердил решение № 42/13 «Про затвердження Положення про конкурсну комісію з надання послуг з утримання будинків, споруд та прибудинкових територій у житловому фонді комунальної власності міста». Этим решением впервые в Украине создан механизм общественного влияния потребителя на менеджмент предприятия-победителя конкурса. У общественности есть своя квота 50% в конкурсной комиссии. Также задекларирована процедура общественного аудита менеджмента предприятия-поставщика услуги. По ее результатам потребитель может инициировать досрочное расторжение условий трехстороннего договора.
В 2009 г. ФРГН совместно с Департаментом ЖКХ и постоянной депутатской комиссией при поддержке МФ «Возрождение» впервые в Украине провел аудит 7 предприятий–поставщиков услуг разных форм собственности. Уже тогда финансовое состояние КП «Мрія» оценено как «шатко стабильное в сторону ухудшения» и признано рисковым. Что сегодня подтвердилось. Более подробно о проекте ФРГН и отчете по итогам аудита можно ознакомиться на электронном адресе http://frgn.mk.ua/?p=156.
Таким образом, в Николаеве создан уникальный конкурсный механизм участия горожан в формировании эффективного поставщика услуг по содержанию домов и придомовых территорий в соответствии с требованиями законодательства Украины, что признано участникам всеукраинской конференции «Формирование рынка ЖКХ», прошедшей в Николаеве в декабре 2009 г.
Однако, на заседании рабочей группы 12 апреля 2011г., я оказался свидетелем странного события. По предложению депутата горсовета Игоря Копейки и представителя «Укржилэксплуатации» Сергея Клименко подавляющее большинство ее членов проголосовало за отмену конкурса для части жилфонда Заводского района. Рабочая группа рекомендует заместителю городского головы – начальнику департамента ЖКХ В. Гайдаржи передать жилфонд, срок эксплуатации которого победителями прошлых конкурсов уже истек, коммунальному предприятию «Бриз». Я не поддержали это решение.
Мотивация инициаторов такого решения была более чем странной, но в основном сводилась к двум моментам: во-первых, коммунальные предприятия обслуживают жилфонд лучше частных, а, во-вторых, желающих участвовать в конкурсе особо не наблюдается. А потому, зачем конкурс вообще нужен?!
Но конкурс действительно нужен. Даже если оставить в стороне права потребителей услуг на выбор эффективного поставщика, экономическую и организационную целесообразность его проведения (или нецелесообразность, как решило большинство рабочей группы), выбор жилищно-эксплуатационной организации должен проводиться на конкурсной основе согласно требованиям действующего законодательства. Прежде всего, это прописано в ст.ст. 27 и 28 «Закона о жилищно-коммунальных услугах». Кроме того, ст. 7 п.4 данного закона указывает, что определение исполнителя жилищно-коммунальных услуг должно происходить в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам ЖКХ. Таким органом является Кабинет министров Украины.
Именно украинский Кабмин принял постановление №631 от 21.07.05 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по предоставлению жилищно-коммунальных услуг», которым предусмотрены и прописаны конкурсные процедуры. Да и сами депутаты подтвердили свое стремление к работе жилищников на конкурсных началах, приняв «Программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Николаева на 2010 – 2014 г.г.». Документ содержит положение об обслуживании жилфонда на конкурсной основе. По мнению его разработчиков, демонополизация и создание конкурентной среды должны положительно сказаться на отрасли.
И ведь действительно, положительные моменты конкурсов налицо. В первое время они помогли решить вопрос с огромными задолженностями, накопившимися у ЖЭКов перед облэнерго и другими структурами, помогли ликвидировать долги по зарплате персоналу. Да, были и сбои. Но во многом они объяснимы несовершенством процедуры определения победителя и ее несоблюдением. Так, в том же Заводском районе часть жилфонда была отдана на обслуживание ЧП «Шалгис», которое не предоставило конкурсной комиссии всех необходимых документов, на тот момент не имело опыта работы в данной сфере, да к тому же оборот на счетах предприятия до проведения конкурса составлял смехотворную сумму в 70 коп. Тем не менее, неведомым образом оно оказалось в числе победителей и потом завалило работу. Закономерным итогом стало то, что «Шалгис» впоследствии в рамках конкурсных процедур устранили с этого рынка.
Рыночная экономика вообще невозможна без конкуренции, монополизм обычно ведет к застою и упадку. В некоторых странах Запада не то что обслуживание жилфонда, но даже поставки электроэнергии, газа и воды осуществляются на конкурентной основе. Конечно, это требует высочайшего уровня развития коммунальной инфраструктуры и нам об этом пока рано даже мечтать. Но ведь в жилищной отрасли мы уже создали конкурентную среду!
Так зачем же теперь ее уничтожать, зачем нарушать законы и собственные же решения? Для чего их вообще тогда принимать – чтобы потом демонстративно игнорировать? Лично мне кажется, что нам нужно сделать городскую политику в данной сфере не монопольной, а более прозрачной, подотчетной общественности, эффективной, понятной и предсказуемой.
Нам говорят, что частник не может эффективно обслуживать жилье. А коммунальное предприятие, выходит, может? Всем известна история с ЖКП «Мрія» в Ленинском районе, которое, если верить заявлениям руководителя фракции Партии регионов – крупнейшей фракции горсовета – А.Ильюка, наработало огромные долги и находится на грани банкротства. Ведь это именно коммунальное предприятие, не частник!
В том же Заводском районе, о котором так пекутся члены рабочей группы, эффективно работает частное предприятие – ДП «Корунд-Х». Его директор А. Юлевич убедительно доказал, что в сфере обслуживания жилья возможны настоящие достижения, причем, даже в сложнейших условиях, когда в силу политических причин тарифы занижены и не отвечают экономическим реалиям. И заключаются эти достижения вовсе не в приватизации коммерчески привлекательных помещений бывших ЖЭКов и подвалов, чем кое-кто у нас грешит. Вовсе нет!
А. Юлевич с нуля построил собственную производственную базу, приняв в обслуживание жилфонд бывших ЖЭК-6 и ЖЭК-7, укрепил трудовую дисциплину в коллективе, решил вопросы с долгами предшественников, обеспечил сотрудников инструментами, инвентарем, средствами индивидуальной защиты. И как только финансовое положение стабилизировалось, приступил к закупке техники, аналогов которой нет в Николаеве: самоходных снегоуборочных машин, мотометел, оборудования с дистанционным управлением для очистки канализационных выпусков домов. Также он за счет собственных средств выполнял капремонт крыш, ставил металлические двери в подъездах, восстанавливал детские площадки. А ведь ничего этого в тарифе не заложено!
Как видим, частник может быть эффективным, а коммунальное предприятие – нет. Так зачем же нам возвращаться к тому, от чего мы ушли, и вновь восстанавливать монополию коммунальных ЖЭКов? Почему мы не выполняем собственные, ранее принятые решения?
Напоследок еще один пикантный момент. Если начальник Департамента ЖКХ подпишет распоряжение о передаче жилфонда на обслуживание без конкурса, он нарушит антикоррупционное законодательство. Но изюминка в том, что старый закон о борьбе с коррупцией отменен, а новый вступит в силу только летом. К тому же, согласно упомянутому закону, депутаты горсовета, равно как и их помощники приравнены по ответственности к госслужащим. Конечно, можно оперативно воспользоваться этими «коррупционными каникулами», избежав тем самым всякой ответственности. Да только вряд ли это пойдет на пользу городу и его жителям. Тем самым жителям, в интересах которых должны работать и ЖЭКи, и городские власти.
Призываю депутатов горсовета, Департамент ЖКХ, конкурсную комиссию, исполком городского совета и лично городского голову Владимира Чайку продолжить практику конкурсной модели в ЖКХ г. Николаева!

М. Золотухин, председатель правления «Фонда развития города Николаева».

| | | | - | | | | | |