.
Малый бизнес: шокирующее сравнение Запада с Россией и Украиной. Часть 1.

Малый бизнес: шокирующее сравнение Запада с Россией и Украиной. Часть 1.

mlp / 25.02.2011

Бурные протесты предпринимателей конца 2010г. в Киеве на Майдане, связанные с принятием Налогового кодекса Украины, продемонстрировали, что малый бизнес не нужен ни государству, ни большинству граждан, для которых на постсоветском пространстве мелкий предприниматель по-прежнему остаётся спекулянтом, нечестным и жадным, не вкладывающим средства в инфраструктуру, экологию, зато безжалостно эксплуатирующим чужой труд. Из-за таких настроений предпринимательский Майдан в Киеве не получил какой-либо серьёзной поддержки со стороны населения.
Аналогичные настроения прослеживаются в России и в других государствах бывшего СССР: и власть, и народ враждебно воспринимают предпринимателей как некий чуждый и враждебный стране элемент; недаром политические партии предпринимателей не проходят в парламент, а политики популистски зарабатывают очки у избирателей гонениями на малый бизнес, посмевший в очередной раз повысить цены, «потеряв совесть», «забыв о народе».
На Западе же совершенно иначе: малый бизнес и для власти, и для населения является делом исключительно позитивным, кроме того, в этих развитых странах существует настоящий культ малого предпринимателя. Чтобы понять, что такое малый бизнес для Запада, достаточно просто пройтись по улице любого города: семейные отели, уютные ресторанчики и кафе, небольшие парикмахерские, АЗС, удобные косметические салоны, вкусно пахнущие пекарни и многое другое, владельцы которых - уважаемые и почитаемые в городе люди.
Уинстон Черчилль говорил: «Девиз британцев - бизнес несмотря ни на что».
Всё это вызывает большой интерес к зарубежному опыту развития бизнеса. Есть определённая надежда на то, что удастся изменить как отечественное предпринимательство, так и отношение к нему окружающих.
Что же такое малый бизнес?
По географии- малые предприятия успешно работают во всех высокоразвитых странах мира от США до ЕС, от Сингапура и Тайваня до ЮАР, Бразилии и Израиля.
По количеству работающих к малому бизнесу относятся предприятия со следующим числом сотрудников:
- до 50 человек в Великобритании;
- менее 100 человек в ЕС (в среднем - от 100 до 250 человек);
- до 500 человек в США.
Доля малого бизнеса в экономике ведущих стран мира: практически нет таких сфер, которые могли бы обойтись без его продукции и услуг. Можно в качестве примера привести Испанию, где доля малого бизнеса в строительной индустрии составляет 30%, в промышленности - 31%, в судостроении - немногим менее 30%, в сельском хозяйстве - 80% и т.д. Опорой немецкой экономике служат не автомобильные монстры, крупные химические или металлургические концерны, а… малые и средние предприятия (они составляют 99,7% всех коммерческих предприятий).
Сколько зарабатывает малый бизнес в ведущих державах:
- в США на малые предприятия приходится почти 35% чистого дохода, 30% всего экспорта;
- во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%;
- в Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности;
- в Италии на него приходится примерно... 95% национального дохода.
Количество вовлечённых в малый бизнес:
- в США на компании с численностью работников менее 250 человек приходится почти 50% занятых в частном секторе;
- в странах же ЕС - 70% работающих в негосударственном секторе европейцев.
Внимание и помощь государства малому бизнесу. В большинстве стран существуют специальные правительственные органы с широкими полномочиями и не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку: в Великобритании это Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса; в США - Администрация малого бизнеса (14 тысяч отделений по всей стране); в Германии - Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий и т. д. Все они являются надёжным тылом для малых предпринимателей. Заметим, что в большинстве стран существует единый орган, оказывающий помощь малому бизнесу, а не множество различных структур, как на постсоветском пространстве.
«Думай о малом бизнесе больше, чем... о населении».
Как бы странно и чудовищно ни прозвучал для россиян и украинцев этот принцип, но он является аксиомой в деятельности многих правительств мира. Причина? Если государство поддержит малый бизнес, оно автоматически поможет и бюджету страну, и ее населению. Поэтому президент США раз в год получает особый доклад о малом бизнесе. После урагана «Катрин», когда на самом верху обсуждался вопрос, кому помогать в первую очередь, населению или бизнесу, решение было принято в пользу бизнеса. Аргументация? Он даёт людям возможность работать и зарабатывать, поэтому каждый вложенный доллар в малый бизнес даст 2-3 доллара всему населению США. Кстати, распределяла помощь населению та самая Администрация малого бизнеса, т.к. обладала самой развитой инфраструктурой в стране.
Основной рабочий принцип правительственных учреждений Великобритании - «Думай сначала о маленьких» (Think Small First).

Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах, другими словами, какими преимуществами он обладает перед другими видами предпринимательства?

Эксперты Академии Masterforex-V отметили следующие причины.

Создание новых рабочих мест.Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства. Понятно, что в этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.
Эффективность малых фирм. Они отличаются высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Речь идёт прежде всего о технологическом секторе малого предпринимательства. Уместно напомнить, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в этом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем на крупных предприятиях. В целом на Западе на технологический сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса. Не случайно в последние десятилетия становится популярной японская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса (вокруг чуть ли не каждого крупного предприятия создаётся множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные услуги, отвечают за рекламу и пр.).
Прибыльность. Известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного в том смысле, что с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей. Даже в условиях экономического кризиса в Германии малое предпринимательство оказалось прибыльным (в 2009 году рост составил 1%). Причём, как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10.
Особое отношение к труду. В малых фирмах традиционно царит атмосфера творчества, заинтересованности и активности. Работа на себя, успех, построенный собственными руками, необходимость самому отвечать за свою жизнь и судьбу близких, кардинальным образом меняет отношение к труду и бизнесу. Как здесь не вспомнить знаменитое «заботься о бизнесе - и бизнес позаботится о тебе».
Большая конкурентоспособность. Исходит прежде всего из экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов, менее охваченной профсоюзами рабочей силы. Но главный козырь небольших предприятий - это их способность к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, быть лучшими, чтобы преуспевать.
Мобильность. Благодаря малым формам они быстрее реагируют на перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши. Вообще, малый бизнес - это часто нишевой бизнес, действующий по известной формуле: «Найди то, что надо потребителю, создай это и расскажи об этом как можно большему количеству потребителей». Эти преимущества малого бизнеса хорошо проявились в период экономического кризиса. Например, многие ниши, в которых они работают, были востребованы и в непростое время проводили более гибкую ценовую политику, легче и быстрее меняли ассортимент товаров или своё местоположение (пекарни, парикмахерские, автомастерские и пр.). Не случайно же глобальный экономический кризис начался с краха крупных корпораций. Как известно, банкротство того или иного предприятия малого бизнеса не влечёт за собой больших рисков, ибо освободившаяся ниша тут же заполняется другими.
Глубокая специализация и востребованность,без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Только небольшим фирмам, часто семейным, под силу предложить покупателю широкий ассортимент товаров от мебели ручной работы, потрясающего дизайна посуды, эксклюзивных ювелирных изделий до определенного сорта оливок, засоленных способом, передающимся из поколения в поколение, различных видов сыра и кондитерских изделий. Это происходит, потому что существует непосредственная связь с потребителем. И ещё, только благодаря небольшим фирмам вы можете купить хлеб в булочной, находящейся в пяти шагах от дома, или быстро отремонтировать каблук, отлетевший от сапога.
Сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом.
Качество продукции и услуг. Сегодня на Западе престижно ходить в семейные рестораны и кофейни, селиться в небольших (на 40-60 мест) гостиницах и т.д. Их меню и винные карты никогда не дублируются, а кофе и пирожные по вкусу лучше не придумаешь, что же касается семейных гостиниц, то им удаётся наилучшим образом сочетать комфорт с покоем и уютом.
Большое начинается с малого. Достаточно напомнить, сколько их, сегодня всемирно известных монстров современной экономики, начиналось с малого бизнеса. Самый яркий пример - «Макдональдс», выросший из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволявшей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история создания Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Dell, Google, которая теперь звучит, как сказка: «Двое молодых людей в гараже…». Google, кстати, недавно приобрела тот самый гараж в Кремниевой долине, в котором началась история крупнейшей поисковой системы.
Предел мечтаний для представителей малого бизнеса России и Украины состоит в том, чтобы их государство просто не мешало им жить и работать многочисленными проверками (несколько десятков контролирующих инстанций), правовым бесправием предпринимателей, запутанной формой бухгалтерского учета, наконец, откровенным беспределом и поборами проверяющих органов.

По материалам «Биржевого лидера».

| | | | - | | | | | |