.
Много налогов, мало инвестиций

Много налогов, мало инвестиций

mlp / 26.01.2011

«Эксперт» уже несколько лет подряд публикует список топ - 200, базируясь на данных официальной статистики.
В прошлом году украинская экономика сократилась на 15,1%, получив право называться одной из самых пострадавших от кризиса. Переоценка мировым сообще-ством экономического состояния нашей страны могла бы стать хрестоматийным примером громко лопнувшего пузыря: Украина сразу превратилась в жертву кредит-ной иглы и претендента на дефолт. В 2009 г. отток портфельных инвестиций из на-шей страны составил 1,6 млрд долларов, а приток прямых иностранных инвестиций сократился до 4,8 млрд долларов (10,9 млрд долларов в 2008 году).

Государству пришлось пойти по миру. С начала кризиса Украина получила наибольшую в Восточной Европе международную помощь - 32,5 млрд долларов от Международного валютного фонда, Всемирного банка, Евросоюза и др.
Необходимость возвращать долги стала главным испытанием для отечественных компаний самых разных секторов и масштабов деятельности. Крупные предприятия (НАК «Нафтогаз України», «XXI Век») проводили реструктуризацию внешних долгов, неболь-шие и средние компании то и дело становились фигурантами скандалов, связанных с не-погашением банковских кредитов или корпоративных облигаций. Так, агентство «Кредит-Рейтинг» в 2009 г. зафиксировало 51 случай невыполнения обязательств по выпускам це-левых и процентных облигаций. Сумма невыполненных обязательств перевалила за 5 млрд грн. От обвала курса гривны и падения спроса больше всего пострадали отрасли с высоким уровнем долговой нагрузки: розничная торговля (там был зафиксирован спад на 16,3% по итогам 2009 г.) и строительство (-48,2%). Неплохо себя чувствовало сельское хозяйство и отрасли, ориентированные на производство и продажу товаров первой необ-ходимости (пищепром, фармацевтика).
Предприятия массово обращались к кредиторам с просьбой отсрочить выплату долгов, некоторые судились с банками, в том числе доказывая неправомерность выдачи кредитов в иностранной валюте. Но вымыванию оборотных средств способствовала не только возросшая кредитная нагрузка, но и фискальная политика государства. По итогам прошлого года Министерство финансов Украины отрапортовало о выполнении госбюджета со скромным дефицитом в 20 млрд гривен. Но, по мнению бывшего министра финансов В. Пинзеника, фактический дефицит превысил 104 млрд грн., поскольку госу-дарство не возмещало экспортерам налог на добавленную стоимость. Жизнь предприни-мателям усложняла и авансовая уплата налога на прибыль (к началу 2010 г. налоговики собрали таким образом 11-14 млрд грн.).
Компаниям, ориентированным на внутренний рынок, пошла на пользу стаби-лизация валютного рынка. Национальный банк удерживал курс в пределах 8 грн./долл., поэтому необходимость в аукционах по продаже валюты для нужд ипо-течных заемщиков отпала еще в начале года.
Перестав опасаться обесценивания гривны, украинцы начали потихоньку возвращать сбережения в банки и вместо инвалюты приобретать больше товаров дли-тельного пользования. В частности, автодилеры вздохнули с облегчением в июне 2010 г., когда продажи новых авто впервые с начала кризиса показали рост в 24%.
Не менее важный итог 2010 года - банки и предприятия смогли найти прием-лемые для обеих сторон схемы погашения кредитов. По словам банкиров, громкие судебные процессы по проблемным кредитам, а также реструктуризации полностью завершатся в 2011 году.
Тезис об окончании кризиса длительное время оспаривали в первую очередь банкиры и строители. Но их можно понять: обе отрасли продолжают нести большие убытки, финучреждения только возобновили кредитование, а застройщики разморо-зили лишь некоторые стройплощадки. По информации Ассоциации украинских бан-ков, за время кризиса в финансовых учреждениях накопилось отобранное у должни-ков имущество на сумму в 6 млрд грн. А за девять месяцев 2010 года на баланс банков-кредиторов поступило около 0,5 млн квартир и 350 тыс. автомобилей. По словам прези-дента Ассоциации частных инвесторов Украины С. Десяка, это делает украинских финан-систов крупнейшими в стране торговцами недвижимостью и автомобилями.
Металлурги, пищевики, портовики, связисты считают, что кризис остался по-зади. Они возлагают большие надежды на 2011 год и даже строят в связи с этим уме-ренные инвестиционные планы.
Хуже с оптимизмом на таких предприятиях, как Надворнянский НПЗ или «Стирол», где в годы независимости не было существенных вложений в основные производственные фонды с целью их приведения не к стандартам 1950 - 1970 годов, а к требованиям 2010 г. Как метко сказал премьер Н. Азаров, это означает, что «наша экономика ездит на автомобилях пятидесяти - шестидесятилетней давности».
В рейтинге топ - 200 по итогам 2009 года приняли участие компании, выруч-ка которых за прошлый год составила более триллиона гривен. Они уплатили в госу-дарственный бюджет 163 млрд грн. налогов, а также потратили на содержание персо-нала 81 млрд грн. На эти цифры стоит обратить особое внимание: уже много лет крупнейшие компании платят в госбюджет вдвое больше тех сумм, которые идут в фонд оплаты труда и на социальные мероприятия.
Уровень налогообложения ведущих предприятий страны составляет около 15% от их официальной выручки. Это достаточно большой показатель.
Обращает на себя внимание табачная отрасль, где объемы уплаченных нало-гов выше чистого дохода от реализации продукции. У производителей другой подак-цизной продукции - алкогольной и нефтеперерабатывающей - налоги в 2 - 4 раза меньше чистой выручки. Следовательно, именно в этих отраслях следует ожидать усилий со стороны государства по увеличению налоговой нагрузки, в первую очередь продолжения политики повышения акцизов.
Первые четыре компании топ - 200 - это предприятия энергетики, которые за годы кризиса крепко потеснили металлургов и представителей других базовых отрас-лей отечественной экономики. Факт печальный, поскольку именно энергетики не блещут объемами капиталовложений и платежной дисциплиной. В этом секторе ост-ро стоят вопросы не только энергосбережения, но и учета каждой гигакалории, каж-дого киловатта, причем не только в зоне потребления, но и на этапе передачи. А еще здесь легче всего заработать состояние, занимая ответственный пост.
Поскольку кризис первоначально именовался финансовым, особое внимание уделили взаимоотношениям между банками и промышленностью, попытались отве-тить на сакраментальный вопрос о том, когда возобновится масштабное кредитова-ние. И пришли к печальному выводу, что финучреждения не склонны сегодня креди-товать даже бизнес своих учредителей. Значит, «генералы» украинского бизнеса ста-вят такой диагноз: риски в реальном секторе остаются высокими. Именно об этом свидетельствует показатель инвестиций в основной капитал, который, несмотря на многомесячный рост ВВП и активные усилия по подготовке к Евро-2012, всё еще продолжает падать.
Это важнейший сигнал для правительства: предприниматели не очень верят в собственную экономику, пусть она хоть трижды выйдет из локального кризиса. Большой структурный кризис ее (экономику) не отпускает.
Пожалуй, главным фактором движения компаний в рейтинге стал рост цен на газ в 2009 году. В частности, он усилил рейтинговые позиции энергетических гигантов. Это печально: чем больше в десятке крупнейших компаний энергомонстров, тем хуже для Ук-раины.
Из топ-10 ушли «Индустриальный Союз Донбасса», «Азовсталь» и «Киевстар», а вместо них пришли «Днепрооблэнерго», «Киевэнерго» и «Укртелеком». Последняя ком-пания укрепила свои позиции в значительной степени благодаря государственному про-текционизму. Мероприятия по подготовке предприятия электросвязи к приватизации сде-лали его крупнейшим в секторе телекоммуникаций. А выход из топ-десятки всех метал-лургов, кроме «Арселор Миттал Кривой Рог», свидетельствует о том, что крупных плате-жеспособных клиентов для «Газпрома» на Украине остается всё меньше.
Среди 20 крупнейших банковских заемщиков Украины самым крупным явля-ется тот же НАК. На начало 2010 года эта компания в общей сложности позаимство-вала у банков более 31 млрд грн., 56% ее обязательств профинансированы за счет банковских кредитов, причем обязательства были в 3,5 раза больше собственного ка-питала. По любым стандартам учета перед нами банкрот. Однако благодаря государ-ственной поддержке эмитент не только жил, но и более-менее успешно функциони-ровал. Вечно так продолжаться не может. Крупными кредиторами компании остают-ся госбанки, и дефолт «Нафтогаза» может стать серьезной проблемой для всей фи-нансовой системы.
Если ознакомиться с фундаментальными данными о двадцатке крупнейших предприятий-заемщиков в целом, то только у компаний «Укртелеком», «Запорожсталь», «Энергоатом» и «Азовсталь» объемы банковских заимствований не выглядят угрожающе. Двадцать крупнейших заемщиков взяли у банков почти 80 млрд грн., а топ - 200 компаний заняли у финучреждений около 132 млрд грн. - это четверть всех кредитов, выданных на Украине коммерческими банками.
В кризис многие крупные игроки попросту перестали использовать банковское финансирование. Концентрация дефолтных рисков для банков произошла в рамках 20-30 компаний, менеджмент которых не ожидал кризиса и активно занимал деньги в 2007-2008 годах.
Остается открытым вопрос о том, готовы ли будут банки и инвесторы, вклады-вающие деньги в облигации, предоставлять финансирование для развития экономики.
2010 год прошел под знаком НДС - облигаций и других госбумаг, высокого де-фицита бюджета.

По материалам «Эксперта»

| | | | - | | | | | |