.
Доступно ли «доступное жилье»?

Доступно ли «доступное жилье»?

mlp / 01.12.2010

Реализация жилищных прав граждан, развитие строительной отрасли и жилищного строительства является одним из приоритетов государственной политики. С целью реализации конституционного права каждого гражданина Украины на жилье, повышения уровня обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, жильем путем усовершенствования существующего и внедрения нового эффективного финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья в Украине разработана Государственная целевая социально- экономическая программа строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы, которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.11.2009г. № 1249.
Программой определены пути и способы решения проблемы, а именно установление более низких, по сравнению с рыночными, процентных ставок по кредитам на строительство (приобретение) жилья с целью обеспечения их доступности. Доступное жилье – это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Государственная поддержка строительства доступного жилья состоит в уплате государством 30% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилого кредита в уполномоченном банке.
При этом предполагается осуществление постепенного перехода от безоплатного предоставления жилья гражданам к его приобретению за счет собственных средств при условии предоставления государственной поддержки. Право на получение государственной поддержки предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно законодательству. Государственная поддержка для строительства (приобретения) доступного жилья предоставляется семьям и одиноким гражданам только один раз.
Для отдельных категорий граждан, имеющих право на безоплатное получение жилья за счет государства, этот способ является альтернативным.
Осуществление Государственной целевой социально- экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010-2017 годы даст возможность обеспечить жильем 265,8 тыс. семей путем строительства 16,6 млн.кв. метров его общей площади в целом по стране, в том числе по Николаевской области – обеспечение 7886 семей путем строительства 492,8 тыс. м.кв.
С целью обеспечения осуществления разработки комплексной региональной программы развития жилищного строительства и дальнейшей работы распоряжением городского головы от 21.01.10 № 38-р создана рабочая группа по координации работы по реализации Государственной программы строительства доступного жилья в г.Николаеве под председательством заместителя городского головы В. И. Гуллера, в которую вошли ведущие проектанты и строительные организации- застройщики города.
На квартирном учете при исполкоме Николаевского городского совета состоят 12925 семей и одиноких граждан, в том числе на первоочередное предоставление жилья – 4196 семей и одиноких.
Решить проблему можно путем: а) разработки и внедрения механизма сбережения средств для строительства (приобретения) жилья, который предусматривает накопление гражданами индивидуальных целевых взносов на специальных банковских депозитных счетах для получения кредита; б) усовершенствования механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья; в) дальнейшего развития системы ипотечного жилищного кредитования; г) строительства доступного жилья.
Для достижения цели Программы необходимо урегулировать вопросы относительно:
1) усиления защиты прав владельцев ипотечных облигаций, разработки дополнительного механизма обеспечения выполнения банками или небанковскими финансовыми учреждениями функций по управлению ипотечным покрытием;
2) уменьшения объема затрат, связанных с оформлением документов, подтверждающих переход права собственности на жилье, и предоставление ипотечных кредитов на строительство (приобретение) доступного жилья;
3) увеличения объема финансовых ресурсов, направляемых на ипотечное жилищное кредитование с применением финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья;
4) организационного обеспечения строительства доступного жилья, в частности:
- проектирования квартир согласно архитектурно-планировочным, конструктивным и техническим решениям, которые соответствуют параметрам такого жилья;
- разработки проектов жилых домов, которые соответствуют экономическим и энергосберегающим требованиям;
- рационального использования земель путем оптимизации плотности застройки;
- создания при местных органах градостроительства и архитектуры фонда проектов жилой застройки, рекомендованных для массового применения;
- достройки объектов незавершенного жилищного строительства;
- проведения реконструкции жилых домов первых массовых серий, а также зданий нежилого назначения, принадлежащих к сфере управления Минобороны и МВД;
- отбора инвестиционных проектов на конкурсных началах;
5) обеспечения развития строительства доступного жилья, в частности:
- усовершенствования производственной базы индустриального жилищного строительства с учетом потребности в создании новых архитектурно-строительных систем и использовании быстросборных конструкций;
- увеличения объема производства высококачественных утеплительных и кровельных материалов, автономных систем инженерного обеспечения, санитарно-технического оборудования повышенной экономичности и надежности, других строительных изделий и материалов.
Определение заказчика (застройщика) строительства доступного жилья проводится на конкурсных началах.
Мероприятиями Программы на первом этапе (2010-2011 годы) предусматривается:
разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам внедрения финансово-инвестиционного механизма государственной поддержи строительства (приобретения) доступного жилья;
апробация механизма финансирования строительства доступного жилья, предусмотренного Программой, путем реализации пилотных проектов;
осуществление мероприятий по преодолению последствий мирового финансового кризиса в жилищном строительстве.
На втором этапе (2012-2014 годы) предполагается:
внедрение механизма целевого выделения земельных участков и планировки территорий для строительства доступного жилья;
проведение реконструкции жилых домов первых массовых серий, зданий нежилого назначения, принадлежащих к сфере управления Минобороны и МВД, модернизация объектов коммунальной (социальной) инфраструктуры;
строительство доступного жилья;
формирование материально-технической базы жилищного строительства на основе современных архитектурно-планировочных, конструктивных и технических решений.
На третьем этапе (2015-2017 годы) планируется внедрение нового финансово-инвестиционного механизма государственной поддержки строительства (приобретения) доступного жилья, который даст возможность увеличить объем такого строительства.
Финансирование программы осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, прочих источников, в том числе собственных средств граждан.
Конкретные объемы финансирования за счет бюджетных средств утверждаются ежегодно соответствующими бюджетами в границах имеющегося финансового ресурса.
Порядок финансирования определен приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 6.07.2010 № 246 «Об использовании средств Стабилизационного фонда, предназначенных для предоставления государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жилья».
Государством принято ряд законодательных актов нормативно-правового обеспечения удешевления стоимости строительства доступного жилья путем:
- предоставления органами местного самоуправления в пользование застройщику земельного участка под строительство доступного жилья без проведения аукциона с установлением годового размера платы за пользование земельными участками на уровне размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины «О плате за землю». Проектные и строительно-монтажные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем через три года со дня его предоставления. В случае наблюдения этого срока земельный участок возвращается в собственность органам местного самоуправления;
- освобождения строительства жилья от долевого участия (взноса) на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры;
- определения архитектурно-планировочных и технических норм и требований к доступному жилью;
- удешевления ипотечных жилищных кредитов путем осуществления рефинансирования уполномоченных банков Национальным банком Украины или Государственным ипотечным учреждением под залог облигаций, эмитированных таким учреждением под государственную гарантию;
- уменьшения налоговой нагрузки на граждан через распространение механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими для строительства (приобретения) доступного жилья;
- использования экономичных и теплоэффективных проектов жилых домов массового применения на основе проектов повторного спользования;
- привлечения к выполнению работ технопарков, технополисов и зон инвестиционно-инновационного развития, созданных в регионах;
- применения рациональных конструктивных и инженерных решений, внедрения энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий;
- использования местного сырья, материалов и изделий отечественного производства.
С целью удешевления стоимости жилья внесены предложения об отмене взымания налога на добавленную стоимость с объема выполняемых работ.
Для реализации программы застройки доступного жилья в г.Николаеве определены две земельные площадки: одна в микрорайоне Северный площадью 5,82 га и земельная площадка в микрорайоне 8 Корабельного района, площадью 14,5 га. На данных площадях предусмотрено построить 283,1 тис. м. кв. жилья.
При реализации программы доступного жилья в мкр.Северный предусматривается обеспечение его соответствующей инфраструктурой, а именно : строительство общеобразовательной школы на 1568 учащихся, детского сада на 330 мест, парковок, объектов жизнеобеспечения – трансформаторных подстанций, котельных., строительство подъездных дорог и инженерных коммуникаций. Строительство инженерного обеспечения микрорайона предусматривается за счет средств Стабилизационного фонда государственного бюджета и бюджетных средств местного бюджета.
Только при комплексном подходе к реализации Программы доступного жилья возможно достичь поставленных целей в обеспечении населения недорогим жильем и обеспечить комфортное проживание.

Владимир Гуллер заместитель Николаевкого городского головы, заслуженный строитель Украины.

| | | | - | | | | | |