.
Итоги пресс-конференции "Земельные отношения в Украине: есть ли свет в конце тоннеля"

Итоги пресс-конференции "Земельные отношения в Украине: есть ли свет в конце тоннеля"

mlp / 16.09.2010

Во вторник, 14 Сентября, в пресс-центре информационного агентства УНИАН состоялась пресс-конференция с участием первого заместителя Председателя Совета Ассоциации «Земельный союз Украины» Анатолия Вовка, докторанта Национального университета биоресурсов и природопользования, члена Совета Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрея Мартина и заведующего кафедрой Учебно-научного института экономики природных ресурсов и экологии землепользования Государственной экологической академии последипломного образования и управления Анатолия Юрченко.
Тема пресс-конференции - «Земельные отношения в Украине: есть ли свет в конце тоннеля?»

Анатолий Вовк в своем вступительном слове отметил, что земельная реформа в Украине, которая продолжается уже почти 20 лет, к сожалению, не достигла поставленной цели - обеспечить устойчивое развитие государства. Зато, в земельной сфере накопилось множество проблем, требующих незамедлительного решения на многих уровнях - законодательном, административном, экономическом и общественном.

А. Вовк сообщил журналистам о том, что экспертами Земельного союза Украины, специалистами, которые сотрудничают с Ассоциацией наработанные предложения относительно путей выхода из критического состояния, в котором сегодня находятся земельные отношения. Эти предложения сведены в «Программу развития земельных отношений в Украине» и передано в Администрацию Президента Украины, где их внимательно проанализировали и уже используют для решения неотложных вопросов.

Андрей Мартын в своем выступлении обратил внимание журналистов на то, что земельные отношения являются базисным явлением. Реализация инновационных проектов, производство продовольствия, строительство жилья, дорог, развитие предприятий - все это происходит на земле, а получение земельного участка является огромной проблемой и для бизнеса, и для граждан. Президент Украины Виктор Янукович провозгласил начало реформирования экономики государства. Это большой проект, но без нормализации дел в земельных отношениях не стоит даже надеяться на его реализацию, подчеркнул Мартин.

Конкретизируя проблемы, которые сегодня существуют в земельной сфере, А. Мартын отметил, что наиболее актуальны проблемы правового и административного характера. В частности, после внесения изменений в Закон Украины «О регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений» наконец подошел к завершению многолетний спор между Госкомземом и Минюстом относительно полномочий по государственной регистрации прав собственности на землю. По последним законодательным изменениям госрегистрация права собственности на землю будет осуществляться Минюстом. Однако эти полномочия предоставлены Минюсту лишь с 2012 года, а до этого времени регистрации права собственности на землю должна осуществляться территориальными органами Госкомзема. Эта норма закона не выполняется, поскольку государственную регистрацию и поныне осуществляет Центр государственного земельного кадастра - хозяйствующий субъект (т.е. предприятие, получает прибыль от своей деятельности), которое входит в систему предприятий, подчиненных Госкомзему. Таким образом, подчеркнул А Мартын, все государственные акты на право собственности на землю, которые были зарегистрированы после принятия изменений в закон, с юридической точки зрения являются нелегитимными, и это несет в себе огромные риски для граждан и общества.

Другой проблемой, требующей немедленного решения является чрезвычайно высокая коррумпированность земельных отношений. Причиной такого положения, по мнению А. Мартына, является институт бесплатного выделения земельных участков гражданам. При этом процедура бесплатного выделения земли достаточно непрозрачна - решение вопроса о предоставлении земли зависит фактически от одного чиновника (главы местного совета или руководителя госадминистрации). А это создает почву для совершения коррупционных действий. Другой коррупционный сегмент - процедура оформления документов на земельный участок. Землеустроительные предприятия, подчеркнул Мартин, готовят необходимый пакет документов достаточно быстро, за одну-две недели. Но без соответствующей «стимуляции» органов земельных ресурсов документы на оформление госакта могут застрять в территориальных подразделениях Госкомзема на годы.

Много проблем создано и так называемым мораторием на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Обобщая аргументы противников возможности продажи сельхозземель, А. Мартын отметил, что они сводятся к опасениям, что «кто то придет и скупит все украинские земли. В то же время, хотя это может показаться и странным, существующая в Украине законодательная база является достаточной для разблокирования рынка сельхозземель. На сегодня вопрос перехода права собственности на объекты недвижимости, и том числе и сельскохозяйственные, уже урегулированы Гражданским кодексом Украины, процедура продажи земельных участков есть в Земельном кодексе Украины, а невозможность чрезмерного накопления производственных ресурсов в одних руках предусмотрена антимонопольным законодательством. Тем не менее, принятие законов «О рынке земель» является необходимым, а закона «О государственном земельном кадастре» - сверхактуальная задача, поскольку земельный кадастр в Украине фактически работает вне правового поля.

Отвечая на вопрос одного из присутствующих журналистов о возможности дальнейшего продолжения моратория, А. Мартын отметил, что, по его наблюдениям, у руководства государства ощущается сильная политическая воля, направленная на внедрение рынка сельхозземель, а отношение граждан к возможности продажи земель сельхозназначения постепенно перестает быть отрицательным . В то же время, подчеркнул А. Мартын, конечное решение по этому вопросу должна принять Верховная Рада.

Завершая свое выступление, А. Мартын подчеркнул, что Земельному союзу Украины удалось донести мнение общественности к высшему руководству государства и что к мнению профессионального сообщества прислушиваются. В частности, налажено результативное сотрудничество с рядом министерств и ведомств и с межведомственными рабочими группами, созданными Президентом Украины. В то же время, профильные государственные учреждения, к сожалению, и поныне избегают сотрудничества с представителями общественности.

Большую часть своего выступления Анатолий Юрченко посвятил проблемам в сельском хозяйстве, возникшие в результате земельной реформы.
По его словам, земельная реформа не достигла одной из главных целей - росту производства сельхозпродукции. Сегодня уровень производства в сельском хозяйстве Украины составляет лишь 70% от уровня 1990 года. А. Юрченко считает, что это произошло из парцелляции (дробления) больших земельных массивов во время разделения на паи земель бывших колхозов и совхозов. Таким образом земля была предоставлена крестьянам в собственность, но одновременно были разрушены основы ведения крупнотоварного сельхозпроизводства, ведь для ведения конкурентоспособного сельхозпроизводства необходимы определенные массивы земель. В результате, Украина, обладая уникальными землями, вместо выхода на зарубежные рынки, вынуждена импортировать большие объемы продовольствия.

К этому добавляются серьезные проблемы с учетом земель. Всего в Украине насчитывается более 26 млн. земельных участков, находящихся в частной собственности. При этом в распоряжении государства регистрационная информация является лишь о трети из них. Не лучшим образом обстоят дела и с землями государственной и коммунальной собственности - разграничение этих земель до сих пор не завершено. Для решения проблем учета земельных участков необходимо провести полную инвентаризацию земель в Украине, отметил, А. Юрченко.


По его словам, земельная реформа в Украине - явление уникальное. Ни в одной стране мира ни одна реформа не растягивалась на 20 лет. Видимо, для ее завершения следует принять отдельный закон, подытожил А. Юрченко.


Также участники пресс-конференции коснулись вопроса программы бесплатной выдачи госактов на землю по правительственным постановлением № 844 от 5 августа 2009. По их словам, в целом решение о безвозмездном переоформлении документов на землю 6,5 млн. граждан являются правильным и логичным. Но способ реализации, предложенный правительством Ю. Тимошенко, привел к параличу землеустроительной отрасли остановки региональными институтами выполнения обязательств по ранее заключенным договорам, и, наконец, фактически к их банкротству. При этом из запланированных 6,5 млн. госактов было выдано около 1 млн., а средства в полном объеме за выполненные работы региональные институты землеустройства так и не получили. Участники встречи подчеркнули, что специалисты и независимые эксперты неоднократно заявляли о физической невозможности выполнения постановления № 844. Ведь за все время реформирования земельных отношений в Украине гражданам было выдано столько же госактов на землю, сколько этим решением правительства было запланировано выдать за 3 месяца. К сожалению, ни правительство, ни профильные государственные органы не прислушивались к мнению землеустроителей-практиков, поскольку постановление № 844 была направлено не на решение части проблемных вопросов земельной сферы, а имела политические предвыборные цели. Такое использование земельного вопроса нанесло большой вред и, очевидно, создаст еще много проблем для владельцев земельных участков, которые получили правоустанавливающие документы на них в рамках выполнения постановления № 844. Значительное количество землеустроительных работ по бесплатному оформлению документов осуществлялась наспех, некачественно, в условиях погони за количественными показателями, а значит будущие конфликты относительно границ земельных участков и многочисленные судебные иски предсказать не трудно.
Сегодня профессиональным ассоциациям, другим независимым организациям, работающим в сфере земельных отношений, удалось наладить продуктивное сотрудничество со многими государственными учреждениями, а власть с большим интересом восприняла Программу развития земельных отношений в Украине. И это дает надежду на то, что земельные отношения в государстве все же удастся направить в цивилизованное русло.

Земельный союз Украины.

| | | | - | | | | | |