.
Еще раз о самовольном строительстве.

Еще раз о самовольном строительстве.

mlp / 15.01.2010

Рост строительной активности, который наблюдался некоторое время назад, объективно проявил отрицательные тенденции в этой сфере. Одна из таких тенденций - самовольное строительство. Почему возникает желание проводить строительные работы без разрешения?

Прежде всего по причине правового нигилизма наших горожан. Многие просто не имеют представления о том, что любые строительные работы должны быть оформлены соответствующими разрешениями полномочных служб города. Это оформление требует дополнительного времени и средств. Некоторые лица, как физические, так и юридические, просто игнорируют процедуру оформления разрешительных документов, не понимая, что последствия самовольного строительства могут нести угрозу не только конструкциям зданий, сооружений, а и жизни людей.

Потенциальным застройщикам, заказчикам необходимо знать, что любое новое строительство, а также реконструкция, расширение, техническое переоснащение, реставрация и капитальный ремонт объектов регламентируются законодательными актами, в частности Законом Украины «О планировке и застройке территорий», местными правилами застройки.
Действующее законодательство Украины предусматривает, что на выполнение строительных работ необходимо получить разрешение, которое выдают органы государственного архитектурно-строительного контроля. Строительство без такого разрешения, а также выполненное на не отведенном земельном участке, без проекта или с существенными отклонениями от проекта, или с грубыми нарушениями строительных норм и правил, рассматривается как самовольное, что влечет за собой ответственность виновных в правонарушении, предусмотренную действующим законодательством.

Но запрет и штрафные санкции пугают не многих, граждане продолжают без соответствующих согласований и разрешений массово застраивать свободную территорию и занимаются переоборудованием своих квартир.

В соответствии с информацией, которая поступила в исполком городского совета от КП «НМБТИ», за 11 месяцев 2009 года во время проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества выявлен 2171 факт самовольного строительства жилых домов, хозяйственных и вспомогательных сооружений, реконструкции квартир, который выполнен индивидуальными застройщиками, и самовольного строительства объектов производственного назначения, выполненных предприятиями разной формы собственности.

Одновременно выявлено, что застройщиками самовольно занято под застройками 59492 кв. м земли из земель города.

Отделом учета и контроля за объектами градостроительства управления градостроительства и архитектуры проведены анализ полученных от КП «НМБТИ» сообщений, обработка и рассылка их в инспекцию ГАСК в Николаевской области, администраций районов исполкома городского совета, управление по контролю за использованием и охраной земель в Николаевской области, в соответствии с распределением полномочий, для рассмотрения и привлечения правонарушителей к административной ответственности согласно действующему законодательству в сфере градостроительства.

В инспекцию ГАСК направлено 1110 сообщений для привлечения правонарушителей к административной ответственности по ст.ст. 96, 97 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУАП) и ст. 1 Закона Украины «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфере градостроительства» и остановки строительных работ в случае их выполнения.

В администрации районов направлены сообщения для привлечения правонарушителей к административной ответственности по ст. 150 КУАП «Нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями»: Заводского района – 263, Корабельного района – 36, Ленинского района – 277, Центрального района – 357.

В управление по контролю за использованием и охраной земель в Николаевской области направлено 373 сообщения об установленных фактах самовольного захвата 59492 кв. м земли под строительство объектов жилого, хозяйственного и производственного назначения для рассмотрения по ст. 531 КУАП «Самовольный захват земельного участка» и принятия мер по освобождению самовольно занятых земельных участков.

Указанные организации принимают соответствующие административные меры к нарушителям градостроительного законодательства в виде штрафов. Такие действия, к сожалению, малоэффективны.

Полномочий у органов местного самоуправления мало. Горисполком (в лице управления градостроительства и архитектуры, управления земельных ресурсов) не имеет полномочий применять административные меры реагирования. Лишь администрации районов города имеют полномочия для привлечения правонарушителей к административной ответственности за ст. 150 КУАП «Нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями».

Инспекция ГАСК в Николаевской области имеет достаточные полномочия по прекращению самовольного строительства, указанные выше, однако они не используются в полном объеме и до конца.

В свою очередь для более действенной борьбы с таким явлением, как самовольное строительство, горисполкомом сейчас рассматривается вопрос недопущения подключения или отключение таких и других объектов самовольного строительства к сетям энергоснабжения, водоснабжения и др., учитывая ст. 301 Закона Украины «О планировке и застройке территорий», согласно которой эксплуатация не принятых в установленном законодательством порядке объектов строительства запрещается.

В соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 09.09.09 №1035 «Об утверждении Временного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством частных жилых домов усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями, сооруженных без разрешения на выполнение строительных работ»Николаевским городским советом 12.11.09 было принято решение № 40/3, согласно которому районным администрациям исполкома городского совета даны полномочия выдавать распоряжения о согласовании принятия частных зданий, сооруженных без разрешения на выполнение строительных работ в эксплуатацию на основании положительных заключений соответствующих служб (СЭС, пожарных, управления градостроительства и архитектуры) и заключения о техническом состоянии здания, выполненного лицензированной организацией.
Также данным решением районным администрациям исполкомом городского совета даны полномочия выдавать распоряжения о готовности квартир, жилых домов, хозяйственных сооружений и зданий, садовых (дачных) домов и гаражей, в том числе сооруженных без разрешения на выполнение строительных работ, учитывая ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в районных судах г. Николаева относительно признания права собственности на такие объекты. Это в свою очередь даст возможность органам местного самоуправления контролировать и осуществлять оформление исключительно тех объектов, которые построены без нарушений градостроительного законодательства, в том числе строительных норм и правил, а также земельного законодательства.

Необходимо указать, что самовольное строительство связано с безопасностью жизни человека. Разрушение несущих конструкций дома или сооружения, возведенного без соответствующего разрешения, может привести к тяжелым последствиям. К сожалению, такие примеры нам известны. Нежелание своевременно оформить и согласовать разрешительные документы на реконструкцию или строительство приводит к конфликтным ситуациям застройщика с соседями, смежными землепользователями, органами местной власти, соответствующими службами и правоохранительными органами.

Долгое время внимание жителей города привлекала реклама «Узаконю самовольное строительство...», размещенная в центре города, которая призывала нарушителей законодательства к соответствующим действиям. Понятно, что самовольное строительство было, есть и будет, пока есть законодательство, которое разрешает его оформлять.
Примеров самовольного строительства нежилых объектов можно привести много.

К сожалению, прокуратура города Николаева и Николаевской области не всегда находит основания для принятия соответствующих мер в соответствии со своей компетенцией относительно самовольного строительства на территории города Николаева, которое ведется с нарушением градостроительного и земельного законодательства.
Есть случаи, когда органы местного самоуправления обращаются в прокуратуру с просьбой подать иск в интересах государства в лице Николаевского городского совета о сносе самовольно построенных зданий и возвращении самовольно занятого земельного участка, а вместе с тем получают ответ об отсутствии оснований для подачи искового заявления (с/з кафе по пр. Октябрьскому, 310, которое расположено за «красной линией», с/з двухэтажное капитальное сооружение напротив боксов № 2 и № 4 по ул. Северной, 1 на территории кооператива «Бугский», с/з пристройка к квартире № 3 по пр. Мира, 11-а, двухэтажное здание по ул. Новозаводской на остановке троллейбуса «Железнодорожный вокзал», многоэтажный каркас по ул. 8 Марта, 59 и др., которые построены без соответствующего разрешения с нарушением градостроительного законодательства, в том числе Правил использования и застройки территорий г. Николаева, утвержденных решением городского совета от 17.10.03 № 15/41, ДБН 360-92** и др.).

Борьба с самовольным строительством прежде всего должна начинаться в сознании горожан. Они должны сами понимать ответственность за нарушение законодательства и последствия самовольного строительства. Если вы живете в многоквартирном жилом доме и услышали по соседству характерные звуки ремонта или реконструкции квартиры, то нужно сначала определиться, кто отвечает за целостность дома, у кого на балансе он находится. Если ваш дом представляет организацию совладельцев многоквартирного дома или строительный кооператив, то нужно в первую очередь обращаться к руководителю с требованием принять соответствующие меры, обратиться к уполномоченным учреждениям по прекращению самовольного строительства. Если дом находится на балансе ЖЭКа, то соответствующих действий необходимо требовать от его руководства и департамента жилищно-коммунального хозяйства горисполкома. Необходимыми полномочиями по прекращению самовольного строительства в индивидуальном жилом секторе согласно законодательству наделены администрации районов города.

Владимир Гуллер, заместитель городского головы.

| | | | - | | | | | |