.
Как спустили «Алые паруса».

Как спустили «Алые паруса».

mlp / 26.11.2007

Новость о банкротстве комбината «Алые Паруса», который выпускал парфюмерию и косметику более 60 лет, не стала сенсацией. Это была чистая формальность. К сентябрьскому решению суда, который постановил ликвидировать предприятие, оно успело лишиться всего имущества и территории. «Там не осталось ничего. Даже забора и ворот», – говорит «24» один из участников процесса банкротства. Почему же закрылось крупнейшее косметическое предприятие, когда спрос на косметику и парфюмерию как раз на пике? Только в прошлом году объем этого рынка в Украине достиг $2,38 млрд. и ежегодно он будет расти на треть.

История комбината начиналась в 1944 г. со стекольного цеха в Николаеве, на котором еще до Великой Отечественной войны производили бутылки. Во время войны на базе цеха начали выпускать парфюмерию. Поначалу оборудования не было почти никакого, поэтому известные многим одеколоны «Шипр» и «Тройной» смешивались в бидонах.
Со временем комбинат стал единственным в Советском Союзе предприятием, где делали одновременно мыло, парфюмерию, косметику и даже флаконы для продукции. В лучшие времена предприятие выпускало до 200 наименований продукции.
Бывшие работники комбината рассказывают, что николаевские судостроители для решения важных вопросов в Москву и Киев не выезжали без косметики «Алых парусов» – мыло, крем для рук и духи «Росинка» покоряли любую секретаршу в приемной самого высокого министерского кабинета. «Нам говорили: «Нас без вашего мыла в министерство в Москве даже на порог не пустят»», – вспоминает бывший работник «Алых парусов» Любовь Ивановна, которая проработала на предприятии 41 год.

Закат предприятия начался с развалом СССР, когда закончилась плановая экономика и нужно было самостоятельно заниматься закупкой сырья и сбытом продукции. В 1994г. предприятие было приватизировано.
«Липовая», – так старожили характеризуют первую продажу предприятия, которая состоялась еще за приватизационные сертификаты. «Алыми парусами» тогда еще интересовались французские, немецкие и американские косметические фирмы, но оно досталось малоизвестному предпринимателю Виктору Иващенко.
Его управленцы не смогли в середине 90-х предвидеть всплеск спроса на косметику. Поэтому вместо того, чтобы развивать предприятие, нашли новое применение известным в СССР одеколонам – их грузовиками отправляли в Россию и получали взамен автомобили. В это время рынок начала занимать импортная продукция, вытесняя отечественную косметику.
Достижения новых управленцев в бартерных поставках парфюмеры не оценили. Поэтому уже через год после приватизации сотрудники инициировали реприватизацию предприятия и через суд добились возврата акций в госсобственность.

Возврат в лоно государства не спас предприятие. Уже через 2 года после этого предприятие заметно «сдало» в ассортименте продукции. Постепенно его начали покидать лучшие работники, многие из них уехали работать в Россию.
В конце 90-х предприятием заинтересовался российский концерн «Калина», принадлежащий бизнесмену Тимуру Горяеву. Однако россиян в первую очередь интересовал не сам комбинат, а его сбытовая сеть и возможность избежать двойного налогообложения при поставках российской парфюмерии в Украину. В 1999 г. концерн купил 65% акций «Алых парусов» и начал производить на нем косметику для продажи в Украине. По разным данным, за комбинат новые собственники заплатили в 9 раз меньше его полной стоимости, или около $2 млн.
Дела немного улучшились, но уже через 4 года, когда российский концерн укрепил сбыт своей продукции в Украине, «Алые паруса» стали для россиян «непрофильным активом». «Компания отходит от продуктов, исчерпавших свой потенциал, и небрендовых продуктов, не обеспечивающих достаточную рентабельность, а также отходит от секторов рынка, не имеющих достаточно высокого потенциала роста», – сообщила «Калина» своим инвесторам.
В 2003 г. «Калина» объявила о продаже 84% своих акций председателю правления «Алых парусов» Олегу Ярмощуку. С уходом российского концерна николаевские парфюмеры потеряли практически всю рецептуру и право на использование торговых марок.
Сегодня на развалинах комбината работает компания «Амальгама Люкс», возглавляемая председателем правления «Алых парусов». Ей достались активы и остатки торговых марок комбината – крем для рук и паста от перхоти «Сульсена». В течение полугода на неоднократные просьбы «24» прокомментировать причины упадка «Алых парусов» и обвинения бывших работников в развале предприятия господин Ярмощук отвечал отказом.

Раньше комбинат «Алые паруса» занимал большую территорию, которая располагается неподалеку от порта, рядом с железнодорожной веткой. «Ценное и уникальное оборудование было разобрано и продано, как вторсырье», – с горечью вспоминает один из бывших сотрудников предприятия. Выгодно расположенным землям комбината нашли новое применение – сейчас на его территории находятся склады, супермаркет и сдаваемые в аренду офисы.
Многие из сотрудников считают, что у комбината был шанс выстоять. Тем более что рядом – примеры молодых украинских косметических компаний, которые с каждым годом отвоевывают у импортной продукции все большую долю рынка. «Постепенно украинское население начинает обращать внимание и на украинских производителей. Потенциал достаточно большой и рынок достаточно свободный», – считает аналитик компании Pro-Consulting Александр Соколов.
Еще два года назад украинские производители занимали всего 8% рынка косметики. Сейчас это почти 15%, говорят аналитики. «Позиции украинских производителей будут укрепляться и дальше», – считает президент предприятия «Имидж» Ирина Букур. Этому будет способствовать более низкая цена на украинскую косметику, считает Соколов. «Те покупатели, у которых доходы ниже, покупают больше продуктов, предлагаемых местными компаниями по более низким ценам», – подтверждает эту тенденцию в своем годовом отчете компания Euromonitor.

«Газета 24».

| | | | - | | | | | |