.
Главные «болезни» украинского бизнеса.

Главные «болезни» украинского бизнеса.

mlp / 11.09.2007

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC) презентовала отчет по результатам исследования «Бизнес-среда в Украине». Специалисты ІFC сфокусировались на таких сферах государственной регуляторной политики, как стандартизация, сертификация и проверка предприятий органами Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарта). О том, как международные эксперты оценивают бизнес-климат в Украине, корреспонденту рассказал советник по юридическим вопросам проекта IFC «Деловая среда и развитие предпринимательства в Украине» Санжар Ибрагимов.

Что, по Вашему мнению, является главной проблемой украинского бизнеса?
Как показывает наше исследование, на протяжении последних лет основной проблемой украинских предпринимателей являются административные процедуры, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. Что это такое? Это получение различного рода разрешений, согласований. Начать любой бизнес в Украине - хотя бы просто начать - это достаточно трудоемкая и финансово затруднительная операция. Потому что получить кучу всякого рода документов, которые дают тебе право что-то делать, очень непросто. Наряду с началом бизнеса, сам процесс ведения бизнеса тоже не менее сложный. Здесь уже речь может речь идти о проверках, охват которых достигает 95% всех предприятий, что характеризует Украину не как европейское, а скорее как азиатское государство. Охват тотальный.

Государство предпринимает какие-либо шаги для улучшения ситуации в сфере предпринимательства?

Я бы сказал, что государство предпринимает определенные шаги, но, во-первых, отсутствует системность, и, во-вторых, отсутствует последовательность. То есть, государство в лице Кабинета Министров, Верховной Рады, Президента - оно декларирует, что малый и средний бизнес, бизнес вообще - это основа основ, это краеугольный камень экономики, его надо развивать, ему надо помогать, его надо поддерживать. Но, к сожалению, практически во всех сферах эти заявления и намерения так и остаются декларациями. То есть, для имплементации мало что делается. Да, принимаются какие-то решения, законы. Они, в принципе, достаточно прогрессивные, но все они начинают пробуксовывать, потому что они не реализовываются на практике. Например, уже около года в Украине действует Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», а количество разрешений не уменьшилось. У предпринимателей по всей Украине требуют получения тех разрешений, которые отменены данным Законом.

Что из задекларированного, по Вашему мнению, особенно удачно, а что - неудачно вовсе?

Если мы будем концентрироваться на тех проблемах, которые мы озвучили в своем исследовании, а это, в первую очередь, административные процедуры, то государство в этом направлении делает определенные шаги. Как я упоминал ранее, в 2005 году был принят Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». В принципе, он содержит достаточно прогрессивные нормы, он ограничивает возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ограничивает возможность ведомственного нормотворчества. Но, к сожалению, мы констатируем, что Закон, который был принят, и который достаточно прогрессивен, он в большей части не выполняется.
Некоторые нормы, конечно, были внедрены. В частности, был внедрен институт так называемых администраторов. Это что-то наподобие единого окна: предприниматель приходит к администратору, дает ему свои документы, и от него уносит свои готовые документы. Но многие иные положения остались неизмененными вообще. Например, Закон декларировал внедрение декларативного принципа. То есть, человек не получает какой-то документ, а пишет заявление (декларацию) о том, что он выполнил требования законодательства и поэтому может начинать свой бизнес. У государства есть своя информация - когда ему нужно и когда ему удобно, оно может прийти и проверить. К сожалению, пока этот принцип не реализован ни одним ведомством, за исключением органов пожарного надзора. А ведь только он сулил значительное уменьшение контактов мелких предприниматели с чиновниками. В странах ЕС вообще отсутствует понятие разрешительной системы, потому что для большей части бизнеса разрешений не существует. В Украине, разрешительные ведомства так и не определили, в каких сферах можно применять декларативный принцип. И таких примеров можно приводить великое множество.
Еще один показательный пример - буквально в этом году, летом, был подписан Закон «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Он определяет основные принципы осуществления проверок бизнеса. В принципе, Закон также достаточно прогрессивен, он вступает в силу с 1 января 2008 года, и мы надеемся, что он будет реализован. При этом, к сожалению, у нас есть сомнения в этом, так как некоторые чиновники говорят, я цитирую, «этот Закон ломает 80-летнюю практику правоприменения». Чиновники полагают, что Закон до сих пор пишется «под практику», а не наоборот. Но все же хочется верить в лучшее.

Расскажите, какова, согласно данным исследования, ситуация со стандартизацией предпринимательской деятельности?

Сейчас это одна из наиболее болезненных тем, которые вообще касаются украинского предпринимателя. Потому что существующая система технического регулирования, стандартизации и сертификации немногим отличается от систем, существовавших в Советском Союзе. Так, многие стандарты технического характера берут свое начало от славного советского прошлого и практически никак не меняются. К чему это приводит? Украинский производитель вместо того, чтобы быть конкурентоспособным на собственном и международных рынках, должен обеспечить, в первую очередь, выполнение этих устаревших стандартов. К чему это приводит? Когда Украина вступит в ВТО, а мы надеемся, что это будет в ближайшем обозримом будущем, и подпишет соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом, украинский производитель будет вообще неконкурентоспособен. Никому не нужны товары, которые соответствуют внутренним стандартам и не соответствуют мировым.
Сейчас украинский производитель просто не может производить какой-то новый товар, если он не соответствует местным стандартам. Он должен «подгонять» свой товар либо регистрировать новые стандарты. Это задерживает сам выпуск на несколько месяцев. То есть, пока он ходит с документами за стандартизацией, он не имеет права производить товар - таков порядок. Это приводит к тому, что, например, пока он возится с бумагами, его производство стоит. Получается, что система, которая декларативно защищает потребителя, тормозит развитие бизнеса.
На этом фоне, наверное, уровень конкурентоспособности украинской экономики будет достаточно низким...
В тех показателях, которые отражены в наших исследованиях, он чрезвычайно низок. Так, низким компонентом в ВВП остается удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью. То есть, Украина - это в основном поставщик сырья. Почему это происходит? Потому что производителю, во-первых, это невыгодно, а во-вторых, очень нелегко. Даже если я решу что-то производить, то сделать это достаточно сложно. Потому что, помимо всех других процедур, остается самая основная - проблема технического регулирования, масса стандартов и сертификатов. Ведь без них производить невозможно, что напрямую противоречит мировой практике. Потому что стандарты практически во всех странах сугубо добровольные. Они нужны, в первую очередь, самому производителю, если он хочет им следовать - он им следует. Если же он считает, что он внедрил какую-то новую технологию, благодаря которой может получить такой же продукт дешевле, быстрее и лучше, он может это сделать, не соответствуя стандарту. Просто на выходе он должен показать, что продукт безопасен. Как он это делать будет - никого, по большому счету, не интересует. Важен конечный результат - безопасность.

С чего необходимо начинать бизнес - реформы в Украине и каковы сроки их исполнения?

Мы считаем, что реформы в Украине должны проводиться системно с ориентацией на результат. Ведь если после принятия Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» количество разрешений не уменьшилось, то не приходится говорить о результатах. В первую очередь, необходим некий концептуальный документ, который будет охватывать все сферы предпринимательской деятельности, все проблемы, с которыми сталкивается бизнес. Это может быть принято на уровне Кабмина или на уровне Президента. Кстати, один из таких документов был принят и утвержден Указом Президента от 3 сентября (Указ «О концепции усовершенствования государственного регулирования хозяйственной деятельности» № 816/2007). Он утверждает концепцию развития предпринимательской деятельности, то, какие проблемы перед ней стоят, как их надо решать. Своеобразные первоочередные шаги. Мы считаем, что такого рода документ обязателен, и теперь все дело - за его исполнением.
В течении года или двух необходимо внести точечные изменения в ряд действующих законопроектов. Это законы, в первую очередь, о разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности, это Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», создание Закона «О перечне документов разрешительного характера», и внести точечные изменения в законодательство о стандартизации и сертификации. Они действительно будут точечными, потому что те проблемы, о которых я говорил, они связаны именно с противоречиями в законодательстве. На сегодня есть пакет прогрессивных актов, но есть и старые нормы, которые все еще в силе. В результате имеем конфликт, и на практике очень трудно будет доказать любому чиновнику, что он не прав, потому что у него есть свой закон. И, внеся такие точечные изменения, вполне реально в ближайшие год-полтора, ну максимум два, многие эти проблемы хотя бы на бумаге решить.
После этого стоит, опять-таки, основная проблема – имплементация (фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты, - ред). Здесь уже поможет именно последовательная политика правительства, направленная на безусловное достижение задекларированного в законах. То есть, каждый чиновник, каждая администрация, каждый представитель власти должен знать, что есть закон, который он должен безукоризненно исполнять. И вторичные свои интересы он должен забыть. Надеемся, что произойдет это в ближайший год, ведь затягивать с этим смысла нет. Есть конкретные решения, есть конкретные проекты - все готово. А у нас есть инструмент мониторинга - наше исследование «Бизнес-среда в Украине», которое позволяет посмотреть, насколько реформы эффективны, приводят ли они к реальному улучшению деловой среды.

Источник: ЛІГАБізнесІнформ

| | | | - | | | | | |