.
Инвестиционная Программа Николаевского горсовета.

Инвестиционная Программа Николаевского горсовета.

mlp / 27.07.2007

Вопрос об инвестициях для решения городских проблем стоит не первый год. По заявлению мэра В. Чайки, он уже 3 года работает по привлечению инвестора для автобусных перевозок. Были в Николаеве презентации и троллейбусов, и автобусов, и машин по уборке мусора. Были встречи руководства города с делегациями ряда стран Европы и Азии. Несмотря на проделанную муниципальной властью работу, сегодня имеются единичные факты привлечения крупных инвестиций в экономику города. Поэтому в повестке 13-ой сессии Николаевского горсовета был поставлен вопрос о создании комплексной инвестиционной программы.

В июне консультативный совет партий и общественных организаций города при депутатской комиссии, которую возглавляет В. Евдокимов, рассмотрел проект решения городского совета «Об утверждении Программы привлечения отечественных и иностранных инвестиций в г. Николаев на 2007-2011 годы». Разработчиком выступило управление экономики и инвестиций Николаевского горисполкома.
Начальник отдела промышленности и инвестиций Валентина Михайловна Антоненко отметила, что Программа создана с целью содействия развития инвестиционной, инновационной деятельности на территории г. Николаева, привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику города. Она состоит из 13 разделов и 10 приложений, в которых указан перечень городских объектов капитального строительства, реконструкции и ремонта. Всего в инвестиционном портфеле г. Николаева представлено 37 проектов. Восемь из них определены, как приоритетные проекты: строительство моста, газификация города, создание новых мощностей городского электротранспорта, модернизация водоканала, реконструкция котельной 25 мкр, развитие улично-дорожной сети города, энергосбережение в процессе теплообеспечения социальных объектов.
В зависимости от объекта сумма необходимых инвестиций варьирует от 100 тыс. грн. (предоставление платных услуг по упорядочению мест захоронения на кладбищах горда) до 200 млн. долл. (строительство мостового перехода через р. Южный Буг). Финансовое обеспечение Программы предусматривает привлечение предприятиями и организациями как собственных средств, так и кредитов банков, средств иностранных инвесторов и населения, других источников финансирования. Очевидно, под другими подразумевается муниципальный заем, к которому готовится Николаевский горисполком. Программа способна «проглотить» только государственных субвенций ориентировочно $50 млн.

Как отметила В. Антоненко, проект прошел согласование на координационном совете по созданию привлекательного инвестиционного климата при горисполкоме, на заседании горисполкома. В этих структурах представлены депутаты горсовета, малый и средний бизнес, крупные предприятия города. Не прошла Программа первое пленарное заседание 13-ой сессии горсовета. Да она фактически и не обсуждалась, поскольку председатели депутатских комиссий заявили, что не ознакомились с ней. Поэтому глава постоянной комиссии горсовета по вопросам экономической политики, планирования, бюджета и финансов А. Бернадский (проектом на него возлагался контроль реализации) предложил перенести ее рассмотрение.

Следует признать, что специалистами городского управления экономики проведена большая работа по подготовке Программы. Однако еще больше предстоит сделать по ее «доведению до ума».
Уже на заседании консультативного совета были выявлены недоработки. Например, остался без ответа вопрос об экономическом эффекте данной программы. Это далеко не праздный вопрос. И Николаевский горисполком уже имел возможность в этом убедиться. Директор КП «Николаевводоканал» В. Тельпис вынужден был несколько раз защищать на сессиях горсовета инвестпроект по реконструкции своего предприятия, пока не ответил на вопрос фракции Партии регионов - какой экономический эффект данного проекта?
Опытный предприниматель согласиться, что инвестирование дело рисковое и потенциальный инвестор это не авантюрист.

Инвестирование - это продуманный и осознанный риск. Для этого необходима полная и достоверная информация о проекте, технико-экономическое обоснование и показатели проекта. Недаром же японский консалтинговый институт разрабатывал ТЭО строительства моста через р. Южный Буг.

Помимо финансовых рисков существуют так называемые форс-мажорные обстоятельства. Помимо них в отдельных случаях «риски» создают и сами предприятия, выставляющие инвестпроекты. Об этом рассказал на пресс-конференции 21 июня Николаевский губернатор А. Садыков, комментируя конфликт, возникший на переговорах с японской делегацией. С одной стороны, губернатору нужен мост и ему безразлично, чья это будет собственность. С другой стороны, городу нужен мост, чтобы избавиться от потока автомобилей. А вот дирекции ООО «Мост» в первую очередь нужно, чтобы «шел процесс», чтобы выделялись финансы, шла зарплата, писались письма. Получается, что заказчик инвестпроекта не заинтересован в строительстве моста. И губернатор это подтвердил своим высказываием: «Если мы будем жвачку жевать с нашим предприятием под называнием «Мост», то это будет вечная песня и результата никакого не будет».
При ознакомлении с Программой привлечения инвестиций возникает вопрос о гарантиях инвестору. Именно это решение требуется на переговорах с японцами. И хотя, в Программе указывается, что гарантиями для инвесторов является нормативная база Украины, но достаточно ли этого для инвесторов?

У иностранцев нет доверия к украинским законам, как впрочем, и у самих украинцев. Многие иностранные инвесторы, в том числе и японский банк, заявляли, что их сдерживает нестабильная политическая ситуация и вытекающие из этого законодательные риски. В данной Программе есть инвестпроекты, где гарантом может выступить муниципалитет, но есть проекты государственного масштаба. Тот же мост. Губернатор А. Садыков считает, что проект должен стать национальным, с государственными гарантиями. Поэтому заместитель губернатора С. Исаков пытается убедить Укравтодор включить в свои планы строительство Николаевского моста. Александр Валерьевич считает, что если это удастся, то есть шанс с 2008 года начать строительство моста. Такую же позицию занимает, и мэр В. Чайка и работает в этом направлении с Минфином.

В представленной Программе экономисты горисполкома соединили в единое целое инвестиционные намерения разных организаций и учреждений. Отсюда возникает еще один вопрос - отвечают ли указанные инвестпроекты требованиям международных стандартов и рекомендаций ООН? Это одно из важнейших требований при экспертизе в Министерстве экономики. Как выяснилось на Консультативном совете, и Программа, и ряд инвестпроектов экспертизу не проходили. Далеко не все понимают ее необходимость.

Читателю, который только начинает разбираться в вопросах инвестиций могут быть небезынтересными рекомендации XII международного Форума «Рынок капитала Украины - 2007». Речь идет о 7 шагах, которые следует пройти, чтобы сделать компанию привлекательной для инвестора.

ШАГ ПЕРВЫЙ заключается в подготовке бизнес-плана. Здесь необходимо очертить перспективы развития компании на ближайшие 3-5 лет, проанализировать рынок и потенциальных конкурентов, оценить потенциал ее роста (продажи, прибыльность). Важно правильно просчитать уровень необходимых капитальных затрат, показать каким образом будут использованы средства инвестора и какой финансовый эффект это за собой повлечет. На последнем этапе бизнес-плана следует выделить и учесть возможные риски.

ШАГ ВТОРОЙ - это оценка стоимости бизнеса. Главное здесь реалистично оценить ситуацию. При оценке стоимости бизнеса используется метод сравнения коэффициентов, дисконты и будущая ликвидность - то есть выход для инвестора.

ШАГ ТРЕТИЙ - разработка плана действий. При этом необходимо определить круг потенциальных инвесторов и их ожидания. Также оценивается существующее состояние готовности компании, а именно: ее финансовая прозрачность, необходимость решения всех юридических вопросов и кадровый потенциал.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ включает финансы и прозрачность. На этом этапе желательно произвести полный аудит (не все инвесторы его требуют, но лучше, чтоб он был готов). Анализируются существующие методы минимизации налогообложения, при этом следует учесть юридические и налоговые последствия. Нужно решить все спорные вопросы, если такие имеются, касающиеся права собственности на активы. Если необходимо - произвести корректировку собственности как результат перехода на менее рискованные методы управления налогообложением.

ШАГ ПЯТЫЙ включает решение всех юридических вопросов. Следует обеспечить прозрачность структуры собственности - исключить аффилированные структуры, т.е. филиалы. Также нужно проанализировать все существующие договора на предмет наличия запретов. После этого, выяснить, нужно ли производить реструктуризацию компании, при этом учитывается вариант использования оффшорных холдинговых компаний.

ШЕСТОЙ ШАГ - оценка текущего корпоративного управления и будущей структуры. При этом следует решить для себя, какой уровень контроля Вы готовы отдать. Также анализируется состав Совета директоров и его полномочия, определяются полномочия менеджмента.

СЕДЬМОЙ ШАГ - определить, какую роль будет выполнять новый владелец компании - собственника или нанятого управленца. Готовы ли нынешние владельцы к тому, что инвестор привлечет новый исполнительный менеджмент, что на финансового директора будут возложены функции контролера. На этом же этапе продумывается компенсационная политика, - каким образом нацелить персонал на общее увеличение стоимости бизнеса, а не просто волноваться об увеличении собственной зарплаты.

Спешка в подготовке Программы диктовалась рядом обстоятельств. Прежде всего, поджимали сроки, установленные «свыше». Если до конца июня ее не представить в Кабмин, то можно забыть о субвенциях государства. Вот именно на субвенции ориентирована вся программа, что подтвердил один из опытнейших коммунальщиков. Как справедливо сказал этот работник: «Появится ли иностранный инвестор или нет, а у государства нужно успеть вытащить субвенции». Также подгоняло подписанное в июне соглашение о сотрудничестве между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и правительством Украины, которым предусматривается предоставление в течении 3-х лет кредитов на 700 млн. евро. Ведь в нем впервые прописана муниципальная составляющая, т.е. кредиты будут даваться под гарантии городских властей. Осенью банк должен принять окончательное решение о том, кому и как будут распределены кредиты на сумму. В Николаевской Программе на такие кредиты ориентированы 4 инвестиционных проекта: водоканал и главная канализационная станция города, мусороперерабатывающий завод и мост.

Подготовка инвестиционного проекта дело очень хлопотное, с соблюдением многих бюрократических процедур, согласований и естественно оплаты. Поэтому сегодня Николаев должен использовать возможности созданного Черноморского регионального центра инновационного развития. Это региональное подразделение Государственного агентства инвестиций и инноваций (ГАИИ) Украины, которое имеет статус министерства в вопросах инвестиционно - инновационной политики. Городскому управлению экономики предстоит дружить с этим органом, поскольку ГАИИ контролирует принятие решений и экспертизу инвестиционно - инновационных проектов. Именно агентство будет выбирать участников конкурсов на предоставление госфинансирования. В бюджете 2007 года ГАИИ выделено 236 млн. грн., из которых 144,5 млн. грн. - на финподдержку инновационных и инвестиционных проектов. При всех недостатках предшественников этой структуры есть одно немаловажное преимущество - стабильное финансирование проектов со стороны государства. В налаживании контактов могло бы (или должно?) помочь управление экономики Николаевской облгосадминистрации. Но как это бывает, площадь между зданиями городской и областной власти становится препятствием в планировании экономического развития областного центра. Помогли бы и рабочие встречи мэра и губернатора, который лично знаком с А. Шиянюком, назначенным руководителем регионального центра.

В настоящее время от чиновников требуется научиться разбираться в самих инвестиционных проектах. Такая возможность предоставляется 9-10 июля Международным институтом бизнеса, который проводит семинар на тему: «Оценка инвестиционных проектов с использованием концепции CCF». Наверное, можно выделить из бюджета 1860 грн. делегату от городской власти на семинар, чтобы понять сущность бизнес - планирования и продвижения проектов, учета экономических рисков и финансового моделирования, экспертизы проектных материалов и оценки эффективности инвестиций, повышения инвестиционной привлекательности бизнеса и др. вопросов.

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |