.
Земля городской общине: беречь и рационально использовать

Земля городской общине: беречь и рационально использовать

mlp / 20.07.2007

Земельная тема, как показывает время, сохраняет свою остроту и актуальность. Хотелось бы рассказать об основных проблемах этой сферы, о направлениях земельной политики города, вспомнить о вопросах, которые рассматривались на последней сессии городского совета, акцентировать внимание на наболевших темах.

На рассмотрение сессии был вынесен проект решения о прекращении права ГП «Судостроительный завод им. 61 Коммунара» на постоянное пользование земельным участком по ул. Адмиральской, 38.
Этому предприятию был выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 144,3104 га для обслуживания имущественного комплекса. На сегодняшний день долг перед бюджетом по уплате земельного налога составляет более 2 748 240,14 грн. По данному факту была создана рабочая группа, которая и выясняла все фактические обстоятельства сложившейся ситуации.
Во избежание увеличения задолженности предприятия перед бюджетом, необходимо провести инвентаризацию земель завода с целью определения их фактического целевого использования. Получается, что в пользовании завода часть земель находится в так называемом резерве, и не используется в хозяйственной деятельности, но и плату за них предприятие не производит.
Результатом работы группы и стал проект решения, вынесенный на обсуждение сессии, который стопроцентным голосованием поддержали члены блока Владимира Чайки и блока Юлии Тимошенко, а также часть депутатов из других фракций, но по непонятным причинам большинство депутатского корпуса осталось в стороне от принятия важного решения. Вот такая забота об интересах города.

Основным, можно сказать знаковым моментом, прошедшей сессии стало принятие решений по вопросу утверждения проектов отводов 12 земельных участков, право аренды, застройки которых будет выставлено на аукцион. Проведение которого, как неоднократно говорилось, обеспечит прозрачный, открытый механизм передачи земельных участков заказчику и пополнит при этом городской бюджет, который за 6 месяцев 2007 г. по статье от продажи земельных участков не выполнен, а запланировано было дополнительных поступлений около 80 млн. грн.
Роль и участие мэра в работе по подготовке проведения аукционов трудно переоценить. Владимир Дмитриевич держал на контроле данный вопрос, так как в процессе согласований проектов отводов специалисты земельного управления постоянно сталкивались с проблемными ситуациями, которые и решались после непосредственного вмешательства мэра.
Отдельно хотелось бы отметить, что на аукционе будет выставляться право аренды. Т.е. собственность на земельный участок все равно остается за территориальной общиной. Я уже неоднократно подчеркивал, что продажей земли в собственность не следует чрезмерно увлекаться. Это может привести к перемещению, рано или поздно, фактических властных полномочий и рычагов влияния на развитие города от местного самоуправления к частным землесобственникам.
Начальная цена объекта аукциона зависит от денежной оценки соответствующего земельного участка и составляет не менее 10% от данной суммы.
В связи с тем, что на аукцион выставлены земельные участки, место расположения и целевое использование которых является инвестиционно привлекательным, есть надежда на то, что цена за кв. м. в результате торгов будет реальной, рыночной. Ведь от этого и зависит денежный результат проведения аукциона, в результате которого и поступят средства в бюджет.

Чтобы не получилось так, как у нас в городе происходит с продажей земли под уже существующими объектами. Вроде бы, по Земельному кодексу мы не имеем права отказать заявителю в продаже земельного участка, на котором располагается его собственность, но и назвать рациональным использованием земельных ресурсов продажу за копейки земли, тоже не могу. Пример: продажа земельного участка ООО «Шелтон» по ул. Садовой для обслуживания имущественного комплекса кондитерской фабрики. Участок более 3 га продается за один миллион сто девяносто тысяч семьдесят семь (1 190 077) грн. Несложная арифметика дает результат, – продажа земельного участка в центре города осуществляется за менее чем 38 грн. за 1 кв.м. Это очень далекий показатель от рыночной цены. А все почему? Потому, что оценка происходит исходя из целевого назначения участка на момент проведения экспертной оценки. Выкуп осуществляется под имущественный комплекс, который как на сегодняшний день, так и в ближайшем будущем будет разрушен, а участок пойдет под застройку. Хорошо, если самим собственником, и он не будет искать так называемого инвестора с целью простой, банальной «темной» перепродажи участка.

Вот такой несложный механизм и устраняет, по сути, громаду и людей от управления ресурсами, которые как не крути, - а принадлежат народу…
Лидерство среди таких выкупов земельных участков, уже традиционно сохраняет ОАО «Завод «Металлист», которое под ведение производственной деятельности выкупило земельных участков общей площадью более чем 29 га ориентировочно на общую сумму пять миллионов девятьсот семьдесят семь тысяч (5977529 грн.). Средняя цена продажи составила порядка 20 грн за 1 кв.м.

На минувшей сессии блок вопросов земельного управления, уже традиционно, занимал основную часть повестки дня работы сессии. В городе отмечается тенденция «бума» отвода земельных участков под строительство и это происходит на фоне отсутствия генерального плана застройки города, разработка которого, конечно, ведется, но «воз и ныне там». Вот и происходит хаотичная застройка города без градостроительной документации. Такое впечатление, что управление архитектуры забыло о Законе «О планировании и застройке территорий», которым предусмотрено определение преимущественных видов застройки в границах отдельной зоны. Если это территория жилой застройки, то должно согласовываться размещение объектов, не противоречащих статусу этой зоны. А у нас получается, что сплошь и рядом в жилой зоне размещаются АЗС, супермаркеты и торгово-развлекательные центры, и это еще хорошо – ведь эти объекты имеют более или менее цивилизованную инфраструктуру. А то, иногда бывает, что существует такой себе объект соцкультбыта «кафе-наливайка», в котором даже туалет отсутствует. Вот и вырастают в центре города «палаточные городки» и рядом с ними биотуалеты на солнцепеке, дело конечно нужное – но и дышать-то тоже хочется…
Вот так и получается, отсутствие одного документа, как следствие, тянет за собой порождение беспорядка и, если говорить по-украински, «безглуздя»…

На низком уровне в управлении архитектуры и градостроительства работы по составлению, ведению и внесению текущих изменений в градостроительный кадастр, который включает систему данных про город, его функциональные зоны, отдельные территории и земельные участки, дома и сооружения, социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру, экологические и инженерно-геологические условия. Эти данные и должны быть использованы при согласовании размещения объектов в городе. Чтобы избежать хаотичной застройки, когда на месте спортивных площадок согласовывается размещение и застройка иных объектов. Районы города застраиваются жилыми домами, но о строительстве детских садов, школ, по-моему, забыли. А ведь количеству проектируемой жилой площади должна отвечать соответствующая инфраструктура микрорайона.

Конечно, необходимо учитывать и интересы инвестора, но, на мой взгляд, хороший инвестор при проектировании жилого микрорайона обязательно будет учитывать размещение соответствующих объектов инфраструктуры (садов, школ, детских площадок, зон отдыха, паркингов), для дальнейшего их строительства и введения в эксплуатацию. Это и является вкладом в развитие города.
А когда в основу всего положена сиюминутная выгода, то такой результат в городе мы и имеем. В качестве примера: строительство жилого комплекса «Адмирал» на ул. Адмиральской, где при проектировании жильцам близлежащего дома окна жилых комнат квартир, которых выходят на новый дом, было дано обещание, что этажность проектируемого объекта, со стороны здания центра занятости, будет не более пяти этажей, но в результате «успешных продаж» новостройки её этажность резко изменилась, игнорируя ранее данные обещания гражданам, всего-навсего были внесены изменения в рабочий проект. А о проектировании второй очереди данного строительства и говорить не приходится, разрешение на проектирование дано на земельный участок, на котором располагается собственность граждан, которых совсем не радует возможная перспектива переселения в связи с начавшейся стройкой.
Поэтому и поступают в горсовет бесконечные жалобы, упреки и нарекания граждан на нарушение прав жителей при застройке новыми объектами, когда их мнение не учитывается, а зачастую и просто игнорируется.

При рассмотрении вопросов по Ленинскому району, а именно при согласовании ООО «Облкоопрынкторг-2» места расположения земельного участка, для расширения рынка «Южный» были учтены интересы более 50 предпринимателей, которые желают сами получить в аренду земельный участок. И дабы избежать продолжения конфликта был найден компромисс, сохранить за предпринимателем рабочие места на данном земельном участке.

Представителем БЮТ Сергеем Паливодой при рассмотрении вопросов отвода земельных участков под размещение жилой застройки так называемого «коттеджного типа» было предложено взымать 5% от общей площади построенного жилья и передавать его территориальной общине. В связи с этим нашим Блоком будет предложено соответствующий проект решения по данному вопросу, который необходимо будет отработать с исполнительными органами, а главное с финансовым управлением горисполкома.
Это только маленький срез социальных проблем города. Их много, наша задача их решать, что мы и делаем в меру своих сил и возможностей.

Вадим Мериков,
член Блока Ю. Тимошенко,
председатель постоянной депутатской комиссии Николаевского городского совета по вопросам регулирования земельных отношений.

| | | | - | | | | | |