.
Горсовет должен считаться с мнением своих избирателей. Ч.2.

Горсовет должен считаться с мнением своих избирателей. Ч.2.

mlp / 03.04.2007

Надеемся, что данная юридическая информация поможет разобраться и горожанам и депутатам горсовета.

В соответствии с законом «О местном самоуправлении в Украине» вопрос «утверждения местных градостроительных программ, генеральных планов застройки и другой градостроительной документации» (пп. 42 п.1 ст. 26), а также «предоставления разрешения на сооружение объектов градостроительства независимо от форм собственности» (пп. 9 п.1 ст. 31,) является прерогативой соответствующей территориальной общины и относится к полномочиям городского совета.

Согласно ч. 6 ст. 24 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» «разрешение на строительство предоставляется на основании комплексного решения о соответствии предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки».

В соответствии с «Типовыми региональными правилами застройки», утвержденными приказом Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 10 декабря 2001 г., после разработки и утверждения градостроительной документации земельные участки для размещения отдельных домов и строений передаются заказчику строительства или отдельным застройщикам в порядке, установленном Земельным кодексом. В случае принятия городской властью решения о выделении земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для размещения объекта градостроительства в порядке, определенном земельным законодательством, упомянутое решение одновременно является разрешением на строительство данного объекта (ст. 24 Закона Украины «О планировании и застройке территорий»).

Однако вышеприведенные документы вовсе не означают, что горсовет может делать все, что ему заблагорассудится, не особо интересуясь мнением своих избирателей.

В соответствии с Законом Украины «Об основах градостроительства», при осуществлении градостроительной деятельности необходимо обеспечивать «учет законных интересов и требований владельцев или пользователей земельных участков, окружающих место строительства». Строительство должно вестись «в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительной документацией и проектами этих объектов». При осуществлении градостроительной деятельности должно быть обеспечено участие граждан, объединений граждан в обсуждении градостроительной документации, проектов отдельных объектов и внесение соответствующих предложений к госорганам, органам местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Ст. 23 Закона Украины «О планировании и застройке территорий» предусматривает, что при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен учет законных интересов и требований собственников или пользователей строений, а ст. 2 утверждает, что одним из основных заданий планирования и застройки территорий является учет общественных и частных интересов во время планирования, застройки и иного использования территорий.

Ст. 25 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» установлено, что граждане имеют право защищать свои интересы во время проектирования и строительства новых и эксплуатации существующих объектов архитектуры. Отсюда можно сделать вывод, что одним из основополагающих принципов застройки территорий является соблюдение прав и законных интересов проживающих на ней граждан.

Существуют и Государственные санитарные правила планирования и застройки населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Украины от 19 июня 1996 года под №173. В соответствии с пунктом 4.5 этих правил, планирующая организация должна обеспечить на территории близ домов благоприятный микроклимат, нормативные акустический и инсоляционный режимы, а также уровни химического загрязнения окружающей среды, размеры свободных и озелененных площадей дворов, которые отвечают строительным нормам.

С 1 января 2006 года действуют ГСН 360-92** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В частности, в пункте 3.13 этого документа говорится: «Расстояние между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также между производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами и противопожарными требованиями…». Инсоляция - это освещенность помещения прямыми солнечными лучами, т.е. между домами должно быть такое расстояние, чтобы новостройка не закрывала солнечный свет. Если перевести нормы инсоляции, противопожарные требования и строительные нормы на язык цифр, то получается, что рядом с существующей 9-этажкой можно строить не ближе чем на расстоянии 15-20 метров. Конечно же, если строительство ведется не со стороны выходов из подъездов. В таком случае между существующим и строящимся домами должно быть оставлено место под придомовую территорию (палисадники, площадки перед подъездами), дорогу (пожарные разрывы), дворовую территорию (детская, хозяйственная площадки).
Причем законодательство не допускает размещение зданий, сооружений и коммуникаций на землях зеленых зон городов.

В соответствии с «Типовыми региональными правилами застройки», в случае спора или разногласий по поводу строительства граждане имеют право обратиться в комиссию по вопросам строительства при городском совете. Данная комиссия в месячный срок готовит вывод для принятия решения горсоветом.

Одним из способов защиты гражданских прав и интересов согласно ч. 2 ст. 16 Гражданского кодекса является прекращение неправомерных действий, признание незаконными решений, действий или бездействий органа государственной власти или органа городского самоуправления, их должностных и служебных лиц. Речь идет об обращении с иском в суд. Жители города имеют право на защиту своих интересов не только во время строительства, но и проектирования, в частности, требуя признания незаконными решения органа государственной власти и прекращения действий — проектирования и строительства объекта. Правда, учитывая николаевскую практику, могут возникнуть сомнения в реализации этого права. Доказательствами нарушения прав во время проектирования или строительства могут служить данные, указывающие на то, что будущее строительство нарушает нормы, не обеспечивает охрану и сохранение памятников историко-культурного наследия, не учитывает интересы общественности (например, строительство в парковой зоне или со снесением детских и спортивных площадок), конкретного гражданина - собственника жилища, которое вследствие строительства может утратить свою привлекательность и рыночную стоимость.

Нельзя забывать, что у горожан есть право на обращение к депутату городского совета, который проживает в их районе и который обязан проводить прием граждан по личным вопросам. Если трудно сориентироваться какой депутат представляет интересы района, тогда можно обращаться в офисы партийных организаций, которые представлены в Николаевском горсовете.

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |